Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Экономика

Мармеладные мишки и сыр с плесенью. Какую альтернативу импортным продуктам предлагают наши предприятия

15.06.2022 | 18:57

Импортозамещение в условиях санкций - особый тренд в белорусской промышленности. Хамон, сыр с плесенью, популярные мармеладные "мишки", детское питание и мясные деликатесы, которые от итальянских не отличить: наши производители ускоренными темпами создают аналоги заморским продуктам. Рассказываем, каких успехов уже достигли.

Можем сами, даже лучше!

Импортозамещение уже давно находится на постоянном контроле главы государства. "Мы многое, если не все, сможем сделать сами. Это условие сохранения нашего суверенитета, нужна лишь системная и упорядоченная работа по обеспечению экономической самодостаточности страны", - отмечал Президент в Послании белорусскому народу и Национальному собранию.

Планомерные шаги по импортозамещению, говорит доцент кафедры экономики и управления Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины Анна Геврасева, Беларусь делает уже с конца 90-х годов.

- Основной целью было снижение зависимости от импорта для выравнивания сальдо внешней торговли. Акцент сделали на предприятия, продукция которых в недостаточном количестве была представлена на внутреннем рынке. С 2000-х началась активная модернизация производств, - уточняет специалист. - Сейчас необходимость в импортозамещении несколько иная: мы вынуждены работать в условиях санкционного давления западных стран. В первую очередь стоит задача по загрузке мощностей предприятий.

Производители должны не просто воспользоваться сложившейся ситуацией, а извлечь из нее максимальную выгоду: привлекать свой потенциал для создания новых видов продукции, переориентироваться на новые рынки сбыта.

- В отношении импортозамещения важно выделить факторы, определяющие его успех. В первую очередь - сырьевая база, которая в Беларуси отлично развита, особенно по части мясомолочной переработки, производства детского питания, - поясняет Анна Геврасева. - Второе - емкость внутреннего рынка, что определяется спросом со стороны населения. Да, было много конкурентов, но, если откровенно, отечественные товары белорусы выбирают в первую очередь.

Свое - вкуснее и дешевле

Согласно статистике, порядка 70% белорусских мам отдают предпочтение детскому питанию отечественного производства.

- Оно и по цене доступнее, и в качестве не уступает, а зачастую даже превосходит зарубежные аналоги, - уверена мама троих детей Анна Петрович из Солигорска. - Помню времена, когда сами ездили "на закупы" в Польшу, в том числе и питание для детей привозили. А сейчас поляки к нам приезжают за продуктами. Судите сами: баночка оршанской детской консервы стоит 2-2,5 рубля, а польская уже скоро за 5 рублей перевалит. Разницы во вкусе - никакой.

К слову, доля продукции Оршанского мясокомбината на нашем рынке мясного детского питания занимает более 70%. Мощностей предприятия хватит, чтобы и свои потребности закрыть, и в соседние страны экспортировать.

- С учетом задач, которые сегодня стоят перед белорусскими производителями, геополитической ситуации и открывшихся для нас перспектив, на предприятии активно прорабатывается вопрос импортозамещения продукции, которая поставлялась из-за рубежа. Это касается рынка как внутреннего, так и Российской Федерации, - уточняет заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ОАО "Оршанский мясокомбинат" Константин Чуховский. - Мы предлагаем большой ассортимент мясных консервов для детского питания, а также корма для животных, которые ранее в больших объемах ввозились из-за границы.

Сегодня маленькие круглые баночки с забавными зверятами ОМКК поставляет во все без исключения торговые сети страны. Пожалуй, нет такого магазина ни в областном центре, ни в отдаленном агрогородке, где мамы и папы не нашли бы этот продукт.

- Даже если со временем зарубежные аналоги исчезнут с прилавков, мы запросто их заменим, точнее, уже это делаем. Помимо привычных свинины и говядины, большой упор делаем на питание из индейки, - говорит собеседник и отмечает: за перебои с поставками сырья на предприятии не переживают, ведь в головное предприятие входит 35 сельхозорганизаций.

В составе "Белкоопсоюза" более 300 предприятий по всей стране. По словам заместителя председателя правления Инессы Короткевич, продукция каждого из них запросто может конкурировать с зарубежными аналогами.

- Стараемся сохранить натуральность и традиционность, к которым привыкли наши покупатели. Вместе с тем анализируем новые запросы рынка. К примеру, занялись производством специй, которые раньше в страну привозили из-за границы. Не страшны ограничения по ввозу товаров критического импорта. Мы переориентировали рынки: к примеру, косточковую продукцию (персики, абрикосы, черешни) импортируем из стран постсоветского пространства. Так что на полках наших магазинов каждый покупатель найдет свой товар, - уверяет Инесса Леонидовна.

Россия выделит $1,5 млрд на участие Беларуси в программах импортозамещения.

- С Президентом Путиным недавно приняли такое решение. С нашей стороны мы предложили россиянам конкретные проекты, которые очень нужны и будут в ближайшее время востребованы не только в Беларуси, но и в Российской Федерации. Россияне выделяют около полутора миллиардов долларов на эти программы только на территории Беларуси. Мы понимаем, что без импортозамещения, особенно по критическим отраслям, так называемому критическому импорту, нам будет очень сложно развиваться, - отметил Александр Лукашенко на встрече с губернатором Курской области России.

Белорусское не хуже французского

Отдельная позиция в списке импортозамещения - сыры. Вкус, запах, консистенция этого сложного в производстве продукта зависят от множества факторов, начиная от качества сырья до условий хранения. И пока одни говорили, что получить элитный сыр, который бы заменил литовский, французский или итальянский, невозможно, другие смело взялись за дело и довели его до конца.

- Мы не первый год производим элитные сыры. Наш "Старый Амстердам" по вкусовым качествам ни в чем не уступает голландскому "Маасдаму". Сегодня многие сыроделы успешно занимают свободные ниши. Уверена, покупатель не ощутит нехватку итальянских или литовских сыров. Белорусские предприятия предлагают качественные аналоги. К тому же и цена их на порядок ниже, - поясняет заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ОАО "Слуцкий сыродельный комбинат" Екатерина Лаптева. - В скором времени порадуем потребителей очередными новинками: разработали рецептуры сыров двух видов.

Как говорится, все лучшее - детям. Отечественные производители постарались удовлетворить пожелания маленьких сластен, обожающих такую эксклюзивную продукцию, как жевательный мармелад.

- Разработана специальная программа по импортозамещению. Осваиваем новые виды продукции: жевательный мармелад, витаминизированные конфеты и желатинки. Фактически все то, что представлено на полках под торговым названием Haribo, мы успешно заменяем белорусским аналогом. При этом наши конфеты-"медвежата" мягче и вкуснее заграничных, - уверяет специалист по маркетингу ОАО "Красный пищевик" Надежда Филипчик. - Еще один достойный пример импортозамещения - аналог итальянской пасты Nutella. Наша содержит больше орехов и меньше консервантов.

В этом году предприятие готовит к выпуску еще одну новинку - конкурентку украинской "Бешеной пчелке". Конфеты на каррагинановой основе с жидким центром, уверяют разработчики рецептуры, будут даже вкуснее и полезнее.

- Каррагинан - природный гелеобразователь, его получают из красных морских водорослей, и он совершенно безопасен для здоровья. Полезны и вкусовые компоненты: натуральные фрукты и ягоды, мед и фруктовые соки. В продаже белорусские конфеты под маркой "Золотая пчелка" появятся уже в середине июля, - вводит в курс дел представитель предприятия.

Что касается мясомолочной продукции, то наши производители уже давно освоили не только внутренний, но и многие внешние рынки. Честно говоря, не припомню, чтобы я когда-нибудь покупала импортные колбасы или другие деликатесы. Ассортимент белорусских продуктов настолько широк и разнообразен, что диву даются туристы из той же Италии или Испании.

- Наши элитные сорта колбас соответствуют европейским требованиям. Поэтому в данном сегменте потребитель ничего не потеряет из-за закрытых границ и санкций. Предлагаем широчайшую линейку продукции взамен европейской: аналоги испанского хамона, итальянских мясных деликатесов в натуральной оболочке и благородной плесени, - рассказывает заместитель начальника отдела маркетинга ОАО "Слонимский мясокомбинат" Елизавета Шорохова.

Марина ВАЛАХ,

газета "7 Дней".-0-