3 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Новые правила ценообразования позволяют регулировать каждое звено цепочки, задействованное в реализации, импорте и производстве товаров. Об этом в эфире телеканала "Беларусь 24" заявил заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун, сообщает БЕЛТА.
"Сегодня регулированию в основном подлежат цены на потребительские товары. Охват составляет около 90% потребительских товаров, которые находятся в классической потребительской корзине нашего населения и пользуются спросом. Исключение сделано для промышленных товаров или для товаров, которые используются в процессе производства. Потому что потребительские товары, которые мы видим на полках магазинов, - это конечный продукт, - рассказал он. - И поэтому какое-то время, пока мы вырабатывали эту систему, действовал запрет на рост всех цен. Фактически сейчас мы ограничили эту группу потребительскими товарами. И в этой системе регулируется практически вся цепочка".
Конечное звено этой цепочки - торговые объекты. У них фиксируется розничная торговая надбавка. "В зависимости от видов товаров она может быть разной: от 15% и 10% по самым быстро оборачиваемым товарам (молочная или мясная группа) и заканчивая 55% на одежду, обувь и так далее. Обычному потребителю может показаться, что это космические цифры, на на самом деле в этой цифре заложены многие расходы на реализацию. С учетом того, что оборачиваемость таких товаров может даже идти годами, такая надбавка оправдана и даже где-то вызывает критику со стороны субъектов хозяйствования, что это очень мало, что не привыкли по таким надбавкам работать. В конкурентном рынке порой бывают и гораздо меньшие надбавки", - подчеркнул Андрей Картун.
Следующее звено торговой цепи - оптовое. И, по словам замминистра, у них тоже фиксируемый уровень надбавки, но они делят ее с розницей. "В этом случае если он чистый оптовик, то эту надбавку в 55% делит вместе с розницей", - отметил он.
Еще одно звено, которого коснулись новые правила ценорегулирования, - производитель. "Им, с одной стороны, понятнее, но с другой - сложнее всего. Если это новый товар, который он никогда не производил. Например, обувь начинает человек производить, то для него есть определенные ограничения там, где он может спокойно применять ценообразование в рамках вилки. Например, 10% рентабельности мы ему ограничили. Он может, не обращаясь никуда, применять ценообразование, - объяснил замминистра. - Но если он выпускал одежду, например, майки разных артикулов, то это не новый товар, как часто задают вопросы. Это тот же товар, только в новой модификации. Или, например, тушка курицы, которую разделали, или курица была одна, а потом стала с содержанием фтора или еще чем-то - это не новый товар в нашем понимании и понимании постановления. Фактически фиксируется рост цен, мы внесли определенные изменения, и сегодняшний уровень цен замораживается для производителя".
Еще одна группа - импортеры. Новшеством для них стало появление такого понятия, как "обоснование цены". "Сейчас, условно говоря, если вы чистый импортер и возите товар, то вам нужно иметь обоснование, почему вы выбрали именно этого поставщика, а не другого. Но здесь абсолютно произвольная форма: бумажный или электронный носитель. Это делается для того, чтобы можно было доказать контролирующему органу, что вы правильно выбрали поставщика в зависимости от какой-то формы расчетов, условий и так далее. Здесь у импортера тоже есть ограничение надбавки - так называемая надбавка импортера к контрактной цене и сопутствующим затратам. И она тоже фиксированная", - пояснил замминистра.
Расширились полномочия у контролирующих органов - сюда добавили местные органы власти. "Если без ведомственной подчиненности субъекты хозяйствования, касается производителей, то здесь местный орган власти, облисполком принимает решения. Введена административная процедура в этой части, там понятный перечень документов, мы составили даже примерную форму, как заявление написать, что туда надо положить, какие документы. И решение принимается местным органом власти в зависимости от складывающейся ситуации с инфляцией на рынке в целом по определенным товарам, принимается решение о повышении цен на какой-то конкретный товар", - подчеркнул Андрей Картун.-0-