Каким принципам подчинится оценочная деятельность в условиях единого рынка услуг ЕАЭС, объяснила эксперт
25.06.2025 | 16:52
25 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Евразийская экономическая комиссия создала рабочую группу, которая сформировала общие подходы к ведению оценочной деятельности в условиях единого рынка услуг ЕАЭС, обязательные для всех стран-участниц и необходимые для имплементации в национальные законодательства. Об этом сообщила во время пресс-конференции начальник отдела оценки Госкомимущества, заместитель председателя аттестационной комиссии при Госкомимуществе, член рабочей группы в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, и оценки имущества от Беларуси Дина Соколовская, передает корреспондент БЕЛТА.
"Суть в том, что, имея разрешительные документы на территории своей страны, услугодатель, то есть поставщик услуг в другие страны ЕАЭС, не обязан их подтверждать заново. Имея разрешительные документы на оценку тех или иных объектов имущества, он может вести оценочную деятельность на территории другой страны, - прокомментировала представитель Госкомимущества. - Компетентный орган должен получить уведомление от услугодателя о том, что тот желает заниматься оценочной деятельностью на территории другого государства, и внести информацию о нем в реестр поставщиков своей страны. Компетентный орган должен обязательно вести реестр на своем сайте и размещать его в открытом доступе".
Кроме того, услугодатель, по словам специалиста, обязан раз в год информировать свой компетентный орган о том, сколько отчетов он сделал, какие объекты и для кого оценивал. Эта информация размещается в реестре поставщиков. Если услугодатель некачественно провел оценку на территории других стран и заинтересованные обратились с жалобой в адрес компетентного органа той страны, тогда этот компетентный орган перенаправляет жалобу компетентным органам страны услугодателя, где и рассматриваются результаты его оценки. В случае, если имеет место нарушение национального законодательства, сведения также вносятся в реестр поставщиков.
Чтобы узнать, какие объекты имущества может оценивать конкретный услугодатель, можно обратиться к специально составленной для этой цели таблице - сопоставительному перечню. Было замечено, что в каждой стране ЕАЭС по-разному называются разрешительные требования для выполнения оценки. Например, в Беларуси для оценки земельных участков и объектов недвижимости необходимо свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки земельных участков, недвижимости, машино-мест и не завершенных строительством объектов и имущественных прав на них. Предпринятые шаги позволяют понимать, обоснованно ли тот или иной исполнитель предоставлял услуги по оценке.
Предусмотрено и административное сотрудничество между регуляторами в разных странах. Соответствующее соглашение, как добавила начальник отдела оценки Госкомимущества Дина Соколовская, уже разработано и готово для подписания. Взаимодействие в данном случае будет проявляться в отправке запросов, организации конференций, проведении разъяснительных мероприятий. Именно этот документ устанавливает порядок рассмотрения жалоб на качество оценки, о которых упоминалось выше.
"Главное, что необходимо понимать: если услугодатель приходит, допустим, в Беларусь, то услуги он предоставляет в соответствии с нашим законодательством. В то же время, если представитель нашей страны выходит на рынок, например, России, то там для проведения оценки он пользуется местным законодательством. Эти тонкости необходимо учитывать и разбираться в них", - заключила заместитель председателя аттестационной комиссии при Госкомимуществе Дина Соколовская.-0-