Минский автомобильный завод - один из крупнейших и старейших производителей грузовой техники на постсоветском пространстве. В этом году предприятию исполняется уже 80 лет. Традиционно одним из флагманских направлений Минского автомобильного завода было создание магистральных тягачей. Однако со времен СССР многое поменялось, и сегодня МАЗ представляет рынку абсолютно уникальный гибридный тягач МАZ-X. Новинку презентовали на главном агропромышленном форуме "Белагро-2024". Тягач MAZ-X - инновационная разработка, которую на прошлой неделе уже успели представить на выставке "Крокус Экспо" в Москве. После презентации интернет-пространство буквально взорвалось. Всех поразил новый подход к созданию тягачей и примененные конструктивные решения.
"В существующих условиях перед заводом стоит глобальная задача - обеспечение технологической независимости и повышение конкурентоспособности. Все это требует применения принципиально новых решений, и они воплощены в этом автомобиле. Нами использован инновационный подход к конструкции и энергоэффективности тягача МАЗ-Х. Так, сегодня мы зажигаем новую звезду на рынке магистральной техники", - подчеркнул заместитель генерального директора ОАО "МАЗ" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ" - директор по маркетингу Владимир Янушко.
MAZ-X - тягач, созданный на базе гибридной платформы с электромеханической трансмиссией и инновационной конструкцией аэродинамической низкопольной кабины модульного типа с применением легких композитных материалов.
"Тягач создан под ключевые требования магистральных перевозок. Автомобиль воплощает в себе высокую эффективность, ресурс по пробегу и грузоподъемности, уровень комфорта и безопасности для водителя, а также экологичность. Таким образом, в нем полностью реализована наша концепция 4Е - экономичность, эффективность, эргономичность и экологичность", - заявил руководитель маркетинговой службы завода.
В процессе движения тягач сам себя подзаряжает - происходит процесс рекуперации. Буферный накопитель, который установлен на автомобиле, позволяет проехать до 50 км. Также на борту имеется два бака по 410 л.
Уникальность конструкции автомобиля заключается в применении концепции последовательного гибрида и уникальной раме пространственно-ферменной конструкции на двух лонжеронах Z-образного сечения. Кроме того, тягач оснащен односкатной ошиновкой, а также независимой подвеской передней и задней оси. Аэродинамическая низкопольная кабина увеличенного объема модульного типа вынесена в автомобиле вперед.
"Среди отличительных черт МАЗ-Х - возможность работы силовой установки преимущественно в наиболее экономичном режиме, а также преобразование кинетической энергии движения при отрицательных ускорениях в электрическую, ее накопление и превращение в полезную работу для повышения топливной эффективности. Есть и возможность снижения коэффициента аэродинамического сопротивления за счет перераспределения полезных объемов кабины, оптимизации и повышения комфорта рабочей зоны водителя, зон отдыха, а также создания дополнительных функциональных пространств кабины с соответствующим оборудованием", - пояснил Владимир Янушко.
MAZ-Х - комфортный тягач, в частности, для водителя. В автомобиле предусмотрен заниженный вход, просторная кабина с ровным полом и возможностью встать в полный рост, безопасная дверь прислонно-сдвижного типа, которая открывается только со стороны обочины.
Кабина MAZ-Х полностью оснащена необходимыми предметами. В ней имеется мультиварка, СВЧ-печь, чайник, кондиционер, мультимедийная система, два спальных места с ортопедическими матрасами, гардероб, умывальник и закрытые ниши.
"На борту тягача установлены все системы, обеспечивающие безопасность и комфорт вождения: круиз-контроль, электронная система торможения, система курсовой устойчивости, подвеска с системой электронного управления, датчики дождя, открытия двери, нагрузки на оси, система контроля мертвых зон, камеры вместо зеркал. Забота о комфорте и безопасности - одно из ключевых и актуальных направлений в условиях дефицита водителей", - акцентировал внимание директор по маркетингу.
У новинки высокий уровень локализации. Доля белорусских комплектующих составляет более 50%, а компонентов из дружественных стран - около 30%. За время подготовки к серийному производству завод планирует достигнуть 85-90% локализации.
"Тягач MAZ-Х действительно заинтересовал многих. Сейчас ведется большая работа по подготовке производства данного автомобиля. Мы уложимся в сроки и начнем серийное производство", - резюмировал Владимир Янушко.
На данный момент создается второй предсерийный образец тягача. Параллельно готовится производство к выпуску малой серии, после которой будет запущено массовое производство.
Старт продаж MAZ-Х запланирован на конец 2026 года.