Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Экономика

Есть вопрос. Зачем изменили Директиву №3?

02.02.2016 | 10:34

Директива Президента Беларуси от 14 июня 2007 года №3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства" принята в новой редакции. Соответствующий указ №26 глава государства подписал 26 января.

Для укрепления экономической безопасности государства в Директиве №3 предусматриваются меры по повышению роли и вклада научного сообщества в решение государственно значимых задач, росту экспортного потенциала для обеспечения внешней сбалансированности экономики и диверсификации экспорта, кардинальному изменению качества управления промышленным комплексом, обеспечению энергетической безопасности и независимости страны.

Директива №3. О чем она?

Директива №3 была принята еще в 2007 году, и в ней говорилось об экономии и бережливости.

Президент утвердил директиву в новой редакции. Текст документа существенно изменился, он получил новое название - "О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства".

Директиве практически 8,5 лет. Чего добилась страна?

Главный результат - энергоемкость ВВП снизилась почти в 3 раза. Расходы на производство тепловой и электроэнергии уменьшились в 2-3 раза - это случилось благодаря вводу 1,8 ГВт высокоэффективных генерирующих мощностей. Расширилось использование местных видов топлива. С 2007 года введено более 3 тыс. энергоисточников на МВТ.

Корректировка директивы сейчас - это план или экстренная мера?

Возможные изменения обсуждались еще в прошлом году, так что ничего чрезвычайного в появлении новой редакции документа нет.

Чем новый вариант принципиально отличается от предыдущего?

Условиями, в которых принимался документ. Первый вариант был ориентирован на цикл высоких цен на энергоресурсы - нужно было экономить и снижать зависимость от поставок российских углеводородов. Сейчас документ пришлось корректировать с учетом низких цен на нефть, а также кризисных явлений в мире и нарастающей конкуренцией между странами.

В чем теперь основная суть директивы?

Первоначально 2/3 мероприятий относилось к энергетике. Теперь экономическую безопасность предлагают укреплять за счет 4 "китов" - экспорта, инноваций, реформ в промышленности, энергетического комплекса.

Как будут оценивать, выполняется директива или нет?

Для экспорта появилась формула "трех третей". Необходимо обеспечить планомерную диверсификацию экспорта и равное распределение экспортных поставок между тремя рынками: Евразийского экономического союза, Европейского союза и иных стран, в том числе "дальней дуги“, которое к 2020 году должно составить соотношение треть – треть – треть. Это позволит сбалансировать внешнюю торговлю Республики Беларусь, освоить новые рынки сбыта и закрепиться на них.

В сфере инноваций два главных индикатора: к 2020 году каждое третье промпредприятие должно быть в перечне инновационно активных; более 20% продукции должно относиться к инновационной.

Самый важный параметр для промышленности - удельный вес добавленной стоимости в объеме промышленного производства должен составлять не менее 30%.

Кроме того, нужно снизить импорт газа на 5 млрд куб.м в год и увеличить долю собственных энергоресурсов в балансе страны до 16%.

Отвечать за выполнение директивы будут лично премьер-министр, руководители республиканских органов госуправления и других госорганизаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Мингорисполкома.

А есть ли в документе непопулярные меры?

Зависит от того, как оценивать некоторые решения. Например, с одной стороны, финансирование госпрограмм и отдельных проектов будет ужесточаться, с другой стороны, это означает, что деньги вложат в эффективные проекты, и они действительно будут "работать".

Еще один момент - эффективность производства собираются повышать, в том числе за счет оптимизации численности работников, неэффективные производства - ликвидировать. Вместе с тем, в этой же директиве прописано создание новых рабочих мест в перспективных отраслях, а "искусственное дыхание" и вливание денег в нерентабельные предприятия вряд ли идут на благо экономике страны.

Документ на бумаге обновили, что дальше?

В директиве не только заложены приоритеты и индикаторы экономической безопасности, но и даны инструменты, как достичь цели. А план конкретных действий подготовит правительство. Он должен быть готов в течение трех месяцев.

А как все это скажется на повседневной жизни обычного белоруса?

Некоторые новшества мы должны увидеть уже скоро. Например, в стране обещают строить больше энергоэффективного жилья, поддерживать стартапы, расширять набор в магистратуру и помогать молодым исследователям. В перспективе должна укрепляться экономическая безопасность страны, а вместе с ней и благосостояние людей.

Что по поводу новой директивы думают экономические эксперты?

Они подчеркивают: новая директива аккумулирует ранее высказанные приоритеты в плане того, как Беларусь будет отвечать на вызовы времени. По сути, кардинальных новшеств нет, страна движется прежним курсом. Тем не менее, злободневные вопросы (а это низкие цены на нефть, падающий экспорт, недостаточно быстрое внедрение инноваций) в директиве учтены.

С Директивой №3 все понятно. А будут ли менять другие директивы?

В Беларуси принято 5 директив. Две из них (Директиву №1 об укреплении общественной безопасности и дисциплины и Директиву №2 о дебюрократизации госорганов) обновили еще в прошлом году.

В будущем собираются обновить Директиву №4, касающуюся деятельности предпринимателей. В частности, в новом варианте могут прописать мораторий на рост налоговой нагрузки и числа налогов, сокращение срока исковой давности по приватизационным сделкам с 10 лет до 3 лет.

Директива №5 о сотрудничестве с Китаем принята только в прошлом году, необходимости корректировать ее пока нет.