1 апреля, Минск /Оксана Каруна - БЕЛТА/. Внедрение в Беларуси системы электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) станет действенным механизмом в борьбе с налоговым мошенничеством. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА начальник инспекции Министерства по налогам и сборам по Минску Андрей Соболевский.
В настоящее время, по его словам, одним из основных направлений в организации контрольной деятельности налоговых органов является борьба с теневым бизнесом и лжепредпринимательскими структурами. "В условиях постоянного роста количества субъектов хозяйствования, попадающих в Реестр лжепредпринимательских структур, введение системы электронных счетов-фактур видится действенным механизмом в борьбе с налоговым мошенничеством, - сказал начальник инспекции. - Эффективность такого механизма администрирования налога на добавленную стоимость (НДС) заключается в том, что будут исключены возможности сокрытия предъявленных продавцом покупателю сумм НДС и зачета сумм налога, который не был исчислен продавцом. Это предотвратит необоснованный возврат денежных средств из бюджета".
При рассмотрении вопроса создания системы электронного документооборота счетов-фактур по НДС в Беларуси изучался многолетний опыт стран, которые уже внедрили подобные принципы и системы электронного взаимодействия между контрагентами. "Международный опыт в области борьбы с налоговыми нарушениями показал, что применение электронных счетов-фактур по НДС является действенным инструментом пресечения схем ухода от налогообложения и одновременно обеспечивает прозрачность как в налоговом администрировании, так и в предоставлении плательщикам возможности эффективно использовать время и материальные ресурсы", - подчеркнул он.
Документооборот ЭСЧФ между продавцами и покупателями будет осуществляться с использованием Портала электронных счетов-фактур. Для реализации указанного механизма проводится работа по созданию АИС "Электронные счета-фактуры", что позволит плательщикам автоматизировать процесс выставления ЭСЧФ, а налоговым органам - контролировать правильность заполнения деклараций по НДС.
Андрей Соболевский отметил, что применение обмена электронными документами требует определенных финансовых вложений в части организационного, технического и программного обеспечения соответствующей системы, как у плательщиков, так и у государства. "Однако поскольку, по общему признанию, эффективный документооборот является обязательной составляющей эффективного управления на предприятии, затраченные средства при грамотной организации процесса в конечном будут способствовать стабильности условий ведения бизнеса, достоверности оформляемых документов", - уверен начальник ИМНС по Минску.
Он подчеркнул, что преимущества электронного документооборота очевидны - это снижение затрат на создание, обработку, защиту, пересылку и хранение документов. "Несомненным плюсом электронного документооборота является его оперативность: ускорение получения готовых документов (особенно если контрагенты располагаются в разных населенных пунктах или государствах) и экономия времени на их обработку, - подчеркнул собеседник. - Еще одно бесспорное преимущество данного способа обмена документами - возможность избежать ряда ошибок, допускаемых при составлении электронных документов, за счет автоматизации процесса (контроль заполнения обязательных реквизитов, арифметическая проверка и иные) и снижения влияния человеческого фактора по сравнению с оформлением документов вручную".
Электронный документооборот при взимании НДС с использованием электронных счетов-фактур в настоящее время используется в странах Евросоюза, Азербайджане (с 2010 года), Российской Федерации (с 2012 года), Казахстане (с июля 2014 года).
Законом от 30 декабря 2015 года № 343-З Налоговый кодекс дополнен статьей 106-1 "Электронный счет-фактура". Дополнение вступит в силу с 1 июля текущего года. С этой даты электронный счет-фактура станет обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, указанных в Налоговом кодексе.-0-