Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Экономика

Эксперт о будущем ЕАЭС: союзу нужны брендовые магистральные проекты

30.06.2025 | 17:37
30 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Евразийскому экономическому союзу не хватает крупных, магистральных проектов, которые бы двигали интеграцию и вывели ее на качественно новый уровень. Своим взглядом на будущее евразийской пятерки во время круглого стола, посвященного Дню экономиста, в Национальной академии наук с корреспондентом БЕЛТА поделился директор Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук Денис Муха. 

"IV Евразийский экономический форум, состоявшийся 26 и 27 июня в Минске, стал поистине масштабным событием не только для Беларуси, но и всего евразийского пространства. Мероприятие собрало на своей площадке представителей высшего руководства стран-членов союза, присутствовали и главы государств, не входящих в ЕАЭС, что подчеркивает крайне большой интерес к объединению, - сделал акцент ученый-экономист. - Форум собрал на своей площадке и представителей довольно крупного бизнеса, деловых, научных и образовательных кругов - все они сформировали весьма серьезное экспертное сообщество, которому предстояло обсудить стоящие перед ЕАЭС злободневные вопросы".

Как отметил руководитель Института экономики, именно на таких мероприятиях удается состыковать интересы многих участников, поскольку зачастую окончательные решения принимаются на самом высоком уровне, а присутствие глав государств создает возможности для этого. Что касается столичного форума, каждому представителю страны-члена ЕАЭС удалось донести свою позицию: Денис Муха выделил обстоятельные выступления Президента Беларуси, как и глав других государств ЕАЭС. Были намечены и основные ориентиры в работе союза, в первую очередь - технологический суверенитет и развитие современных технологий. 

"Насколько можно судить, стороны пришли к согласию: интеграционные процессы необходимо ускорять, дабы не уступать конкурентам, следует создавать продукты, которые будут востребованы во всем мире, - добавил ученый-экономист. - Важно объединять компетенции, брать лучшее от каждого, чтобы появлялись единые бренды, которые бы стали лицом евразийской интеграции. Глава государства подчеркивает: нам таких крупных магистральных проектов не хватает. У нас много других, более мелких, в разных отраслях, но знаковых, которые бы вывели нашу интеграцию на качественно новый уровень, все еще не хватает. Хотя наметки, безусловно, есть".

Речь идет, в первую очередь, о проектах в сфере промышленности, особенно таких ее инновационных областях, как микроэлектроника и робототехника. Не следует обходить стороной, по мнению эксперта, и более традиционные отрасли, как, например, машиностроение и пищевую промышленность, сектор АПК. На обеспечении продовольственной безопасности союза директор Института экономики заострил особое внимание, поскольку спрос на продукты питания только увеличивается. Требует развития в ЕАЭС и транспортный сектор, совершенствование логистических коридоров и инфраструктуры транспорта.

"Конечно, мы достигли значительного прогресса по решению многих вопросов с партнерами на пространстве ЕАЭС, однако остается ряд чувствительных нюансов в сфере таможенного регулирования, использования тарифных и нетарифных мер, которые сдерживают развитие, - аргументировал кандидат экономических наук. - Когда разговор идет об экономической интеграции, вопросов всегда очень много: едва решается один, сразу возникает другой. Мелкие вопросы технического характера урегулируются на уровне Евразийской экономической комиссии, а более принципиальные - на высочайшем. Но выход неизменно находится".

Сегодня в Беларуси отмечается День экономиста. В стране набирает ход работа над проектом Программы-2030, и перед новым поколением экономистов стоит во многом привычная, но при этом очень ответственная задача: сохраняя преемственность и базовые основы национальной модели, обеспечить качественный и устойчивый рост экономики и повышение качества жизни белорусов.-0-