Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Культура

Волшебство создания кукол. Репортаж из мастерской художника

01.12.2022 | 10:24

"Я, наверное, даже родилась с куклой. Всю жизнь имею дело с ними", - улыбается гомельчанка Наталья Русакова. Мастер с оригинальным видением собирает коллекцию винтажных кукол, реконструирует старинные экземпляры, прибывшие из-за океана, а также создает новые яркие образы. Огненно-рыжие или с нежными белокурыми завитками, серьезные или с озорными ямочками на щечках куклы, серия мишек Тедди - корреспонденты БЕЛТА заглянули в мастерскую Натальи и узнали истории создания самых необычных из них.

В жизни Натальи Русаковой куклы занимают особое место, и даже в своем доме в пригороде Гомеля семья отвела отдельное пространство для любимого дела хозяйки. Мастерская сделана с особой любовью. Атмосферности добавляет цветовая гамма - разных оттенков зеленого: от нежного оливкового до насыщенного цвета сочной травы. И даже на подоконнике радует зеленью и бархатистыми листиками кустик садовой мяты. Здесь были созданы десятки необыкновенных экземпляров игрушек в различных техниках.

В центре одной из стен - полотно для эскизов. В уголке - гобелен работы хозяйки мастерской. Каждый уголок продуман до мелочей и выполнен искусно и с любовью.

У Натальи художественное образование: окончила школу искусств, потом училище в Минске, Университет культуры. "Всегда чем-то увлекалась: живопись, гобелен, то шила, то вязала - ручки такие беспокойные всегда были. Когда появилось очень много материалов - папье-маше, глина и другие - куклами стало намного легче заниматься. Хочешь лепишь из полимерной глины, хочешь из папье-маше, из ткани - вариантов много. Я и сама стала посмелее. Плотнее куклы вошли в мою жизнь четыре года назад. Заодно начала собирать коллекцию винтажных кукол. Они меня вдохновляют", - улыбается мастер.

Бросается в глаза рыжеволосая подружка с искринкой Хэллоуина в глазах. "Эта кукла настоящий трансформер - она собрана из разных частей. Голова - от винтажной американской куклы 1983 года. Приобрела ее на одной из интернет-платформ. Продавали лишь голову, без парика. Она шла разными путями ко мне почти полгода. Временами я уже теряла надежду, что дойдет. А вот туловище, ручки и ножки взяла донорские от белорусской винтажной куклы. Наряд придумала и сшила сама. Настолько тогда мне понравилось ее личико-улыбашка, что не смогла устоять. И сейчас в этом образе она мне улыбается, я ей улыбаюсь. Она для души, для поднятия настроения. У нее свое оригинальное имя - толстушка Кристи", - знакомит нас с одной из самых крупных кукол, курносой озорницей, Наталья.

Кристи - самая дорогая ее сердцу. "Она досталась тяжелее всех. Я бы, конечно, хотела иметь такую целиком, но это нереально. Они очень дорогие. Да, эта кукла меня вдохновила. Когда в оригинале ее увидела, она была в белом платье, у нее был парик из длинных прямых волос. Решила, взяла и сделала куклу с похожим настроением, улыбающуюся, но по-своему. Так получилась ведьмочка в зеленой шляпе", - улыбается мастер.

Яркая, экстравагантная и немного вызывающая, как и сам прототип, кукла - интерпретация образа Фриды Кало.

"Эта художница часто рисовала себя в различных образах. Я же ее увидела так. У нее даже есть такая деталь в виде протеза на ноге, который она носила под конец жизни. Обратите внимание - а это ее знаменитые красные китайские сапоги с драконами. Она к ним привязывала бубенчики. Знаменит и ее традиционный мексиканский наряд - Фрида была очень эпатажная женщина с монобровью. Вот я постаралась, насколько можно было, символично передать в виде оленя образ этой женщины", - обращает внимание на мельчайшие детали и воплощение задумки в реальность Наталья.

Еще один узнаваемый персонаж - по мотивам картины Диего Веласкеса - инфанта Маргарита. Стилизация под испанский образ. В утонченной фигуре находим черты хозяйки - такие же огромные глаза, легкая улыбка. "В этом нет ничего удивительного. Все куклы немного похожи на своих авторов", - улыбается Наталья. Сама она может с легкостью по почерку узнать работы коллег из сообщества гомельских мастеров кукол.

Автор уверена: для кукол важны детали. "Чем больше деталей, тем они интереснее становятся. И детали должны быть авторскими. Поэтому и использую, к примеру, плюш, натуральный хлопок и натуральный шелк ручной окраски. Тогда кукла смотрится художественно, интересно. Покупаю материалы небольшими отрезами в специальных магазинчиках. Никогда не возвращаюсь из Минска без чего-то новенького. Наверное, все художники - немного хомяки по своей сути - не могут пройти мимо какой-то красивой материи, бижутерии. Обязательно что-то да "захомячится": покупаю бусинки, пуговички, тканюшечки", - признается мастер.

При этом тотальную творческую охоту Наталья никогда не объявляет. Впрочем, отмечает, что всегда в дефиците кукольные волосы. "Они недешевые и их нужно много. Правда, у меня уже столько материалов, столько запасов накопилось. Даже если вдруг меня сегодня попросят сделать куклу из того, что у меня есть, я возьму и сделаю. Все что угодно", - улыбается кукольница.

Внимание мастера к мелочам наполняет особым смыслом как изделия, так и пространство в мастерской.

Например, деревянного Пиноккио Наталья купила в Стамбуле на память. Наверное, чем-то напомнил ей первую собственноручно сделанную куклу - деревянного Буратино, которого выстрогала из найденного чурбачка в деревне у бабушки.

А вот винтажные ножницы достались мастеру в наследство от свекрови. И комод, который делал еще ее отец. "Я люблю винтажные вещи. Считаю, что их нельзя выбрасывать. В каком виде нашла ножницы, так и храню. Послевоенного периода, скорее всего", - говорит Наталья.

На одной из полочек в светлой комнате еще один привет из детства - Чебурашка. "Он действительно из детства. Я его распотрошила, почистила, добавила немного тонировки, разложившийся поролон заменила опилками. К слову, все игрушки Тедди набиваются опилками. И тот большой слон, что стоит у стены, в том числе. На него понадобился, наверное, самый большой мешок опилок. Несколько дней его набивала, они должны быть хорошо утрамбованы", - приоткрывает детали мастерства Наталья.

У стойки с винтажными куклами можно провести не один час. У каждой из них своя история.

Одна из самых старинных кукол - милая блонди с кучеряшками. "Она 1930-х годов. Кудри у нее, конечно, новые. Я сама их сделала. Это портретная кукла американской девочки Ширли Темпл - маленькой американской актрисы. Девочка в 6 лет получила "Оскар", а в 12 закончила свою карьеру. Танцевала чечетку, пела - и во время Великой депрессии была как лучик света для американцев. У куклы, как и у ее прообраза, милая улыбка с ямочками на щеках. И сама по себе девочка была очень очаровательная. И мама каждый день завивала юной актрисе кудряшки. Я постаралась восстановить ее прическу. Купила куклу на одной из интернет-площадок. Она была в не очень хорошем состоянии. Это композитная кукла из спрессованных опилок. Это не пластмасса, не пластик. Американцы очень любили делать портретные куклы, видели в этом какой-то воспитательный момент. Но и сама маленькая актриса была очень красивая, добрая и светлая, и фильмы с ее участием тоже", - углубляется в историю кукольного дела Наталья. И в Советском Союзе делали кукол из опилок, правда, после войны мало что сохранилось.

Невозможно не спросить про очаровательных девчонок на импровизированной палубе - кукол-морячек. "Это немецкие винтажные девочки, но они не старые - примерно 1960-х - 1970-х годов. Просто стилизованные. В кукольной индустрии есть такой тип кукол, которые сделаны под старинные куклы. На блошиных рынках в Германии очень много таких кукол продают. Чаще всего они в плохом состоянии, у них синтетические волосы, платья. Если над ними поработать и одеть соответствующе, то получаются очень миленькие куколки. Мне же от них досталась только фарфоровая голова, ручки и ножки", - объясняет реставратор.

На верхней полке ждет своего часа кукла-донор. Она на части. Есть заготовки. К примеру, голова из папье-маше готова, но сам образ пока не родился. Из этой заготовки можно сделать что угодно. Хоть мальчика. К слову, в коллекции Натальи был и мальчик - Чарли Чаплин. Он нашел нового хозяина.

Ужасающе прекрасная статичная кукла по образу мексиканской Катрины Калаверы с прямой отсылкой ко Дню мертвых. "Это отдельная культура у них. У нее лицо расписано под череп, но мексиканцы же любят все яркое, поэтому все расписываю цветами, яркими оттенками. Ее образ мне очень понравился, и я решила ее сделать. Получилась такая экстравагантная девушка-скелет", - уточняет Наталья. В таком же стиле есть и кукла-животное - кошка с ручной вышивкой. Она пока не собрана, в частях.

Как и у каждого кукольника, у Натальи огромный набор инструментов. "Я все умею: пилить, строгать, шлифовать. И как-то из металла сделала меч для куклы", - перечисляет освоенные техники и методы, загибая пальцы мастер.

Благодаря таким средствам и техникам Наталья может многое. В доказательство этому визуальная иллюзия: на вид деревянное кресло сделано из запекаемого пластика. "Собственно, без этого стула и куклы бы не случилось - ее просто некуда было бы усадить. Это кресло для куклы - чистейший эксперимент. И да, сначала было кресло. Если бы не было его, то, возможно, не было бы и куклы", - рассказывает она. Речь о кукле в нежно-голубом платье по картине известного английского художника.

Процесс создания кукол трудоемкий. На одну красотку уходит в среднем от месяца до двух-трех. Или, как шутит мастер, до бесконечности.

К примеру, шлифовка куклы из папье-маше - очень долгий процесс. Только на этом этапе может уйти неделя или даже две. Иногда получаются перерывы. "К тому же я не очень люблю заниматься одним и тем же. Иногда для разнообразия делаю теддиков - куклы Тедди Долл. Например, этот слоник в образе цирковой балеринки - из винтажного плюша, покрашен вручную. Глазки авторские стеклянные со сложным рисунком. Они прибыли ко мне из Латвии", - рассказывает Наталья.

"А этот смуглый мишка-пилот из винтажного плюша - куртки моей бабушки. Фактически годами куртка висела в шкафу. И я не расстаюсь с ней - дала вторую жизнь", - улыбается мастер.

Слоник на тележке - копия антикварного. "Вообще, игрушки Тедди придумала немецкая мастер Маргарет Штайф. Она с детства была парализована, не могла ходить, но стремилась самостоятельно заработать на жизнь. И у нее, наверное, первой в городе появилась швейная машинка. Причем она умудрялась на ней шить задом наперед левой рукой. Начала шить игрушки. Самым первым был маленький слоник из фетра в виде игольницы. И он так понравился женщинам и детям, что его стали покупать как игрушку. Потом она постепенно начала расширять производство, нанимала людей. И это она придумала медведя с движущимися лапками. Хотя первые были неподвижными", - приводит историческую справку Наталья. Впрочем, игрушки Тедди стали и для нее особенными.

Один из самых масштабных теддиков в ее коллекции - слоненок из натурального махера. "Сосед-охотник из обломков рога косули сделал бивни натуральные. В оригинале эта тележка железная, с металлическими колесами. Мы же по-своему придумали. Накидку сделала из индийского шарфа, который вручную расшила. В каждой игрушке - часть моей души. В этом и смысл", - подчеркивает она.

Любимое увлечение дохода Наталье не приносит. "У меня есть работа, а куклы - для души. К тому же я не пиарщик. Я не зарабатываю куклами на жизнь. Это для самоподдержки. Если уж я родилась с этим, то куда ж это девать. Я хозяйка своего времени и стараюсь его распределять так, чтобы на все хватило", - объясняет мастер.

Как и любому художнику, Наталье хочется делиться творчеством. "Любой творческий человек счастлив, когда его работы нравятся кому-то еще. Новые дома куклы получают в основном через знакомых или через Instagram. Дальше всего от дома - в Казахстан. Именно в эту страну отправлена посылка с первой проданной куклой. "Ее приобрела моя подруга. Я очень этому рада - она такой хороший, восторженный человек. И эта кукла ей очень понравилась. Я хотела подарить ей куклу, но она наотрез отказалась. Сказала: в подарок не приму, но куплю. Когда кукла уходит в новый дом, ее хозяин делится своей энергией в виде благодарности, получая и частичку моей. Такой колоссальный обмен энергиями", - рассказывает Наталья. Куклы гомельчанки востребованы в Беларуси и за границей, отдельные из них обрели новых хозяев в Казахстане, Израиле и других странах.

Далеко не все куклы Натальи домоседки. Некоторые из них блистают с аккаунта мастера в Instagram или активно гастролируют по различным тематическим выставкам. Так, рыжеволосая веснушчатая девочка-садовница стала одним из лиц экспозиции KUKLA в музее города Гомеля. А в рождественский период некоторые красотки из коллекции дарят ощущение волшебства посетителям традиционных выставок в Гомеле. Каждый год 25 декабря проходят рождественские выставки. Время чудес приближается и Наталья не планирует изменять традиции. Ближе к Рождеству она снова представит свои удивительные работы.

Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,

БЕЛТА.-0-