Пришла осень и ознаменовала начало нового этапа культурной жизни. Новые сезоны открывают театры, телеканалы, цирки. В Белорусской государственной филармонии новый, 86-й сезон начнется 21 сентября концертом "Классика для всех". Первым в программе значится произведение "100 секунд" невероятно талантливого белорусского композитора Галины Гореловой. Свое произведение она посвятила Александру Анисимову, дирижеру Государственного академического симфонического оркестра Беларуси. Корреспондент БЕЛТА пообщалась с Галиной Гореловой и узнала, что значат "100 секунд", какая задача стоит перед композитором и чем интересна современная белорусская академическая музыка.
- Галина Константиновна, расскажите о произведении "100 секунд" и о том, как оно создавалось.
- В прошлом году, также на открытии сезона, у меня была озвучена большая и сложная партитура. И "100 секунд" в каком-то смысле ее продолжение. Мне хотелось выразить глубокую благодарность Александру Михайловичу (Александру Анисимову. - Прим. БЕЛТА), потому что в прошлом году он просто спас меня и мое профессиональное достоинство. Дело в том, что более трех лет назад я получила предложение написать музыку к балетному сюжету об истории жизни и творчества Марка Шагала. Потом у театра планы изменились. Это был труд почти трех лет. И вот Александр Михайлович предложил мне сделать из этой балетной музыки сюиту из десяти частей и сыграть ее на открытии сезона. Так родилась "Душа над городом". Каждому, кто притязает на звание творца, хочется, чтобы его труд получил не только предметное воплощение в виде партитуры, но и был озвучен. Пока твой замысел не озвучен, произведения как бы не существует. Ведь музыка - это искусство не пространственное, а временное. И когда Александр Михайлович предложил мне сделать сюиту, я с благодарностью приняла это предложение.
А чем может композитор отплатить исполнителю? Как он может выразить свою благодарность? Думаю, только посвящением нового произведения. Так и родились "100 секунд".
- Почему вы дали партитуре такое название?
- В новогоднюю ночь невозможно спать, потому что все время за окном взрывают петарды, пускают фейерверки. И вот я лежала без сна, смотрела в потолок и на часы. Сколько же длится это разовое безобразие - запуск, свист, разрыв фейерверка? И оказалось, что 1 минуту 40 секунд. Я подумала: "Это 100 секунд. А сколько можно музыкальной информации вложить в эти сто секунд?" И когда уже у тебя в голове появилась какая-то идея, то ты ею заболеваешь и ничего не хочешь, кроме одного - реализовать ее. Я решила написать партитуру для симфонического оркестра. Оркестр - он, как фейерверк, и я хотела передать все его краски! И написала вот эту небольшую пьесу с быстро исчезающим, но пьянящим моментом жизни - таким как фейерверк.
Это не первое мое произведение для симфонического оркестра, посвященное маэстро и нашему оркестру. До этого в 2001 был написан и исполнен большой концерт для симфонического оркестра, который назывался Allegresse, то есть веселье, упоение жизнью.
- Как тесно вы сотрудничаете с симфоническим оркестром?
- Я работала с многими дирижерами. И с белорусскими, и с российскими, и с зарубежными. Но вот с Государственным академическим симфоническим оркестром у нас получилось самое благоприятное для меня сотрудничество.
Я была еще достаточно молодым композитором, когда впервые моим сочинением был открыт филармонический сезон. Причем одной и той же кантатой - "1000 лет надежды". Это были 54-й и 56-й сезоны в 1991 и 1993 годах. Тогда еще работал дирижер Виктор Дубровский, затем это же сочинение на открытии сезона сыграл Михаил Козинец.
В 2001 году сезон открывали "Троицкие фрески" (концерт для двух труб) с юными трубачами Евгением Лятте и Димой Макаревичем под управлением Александра Анисимова. В 2014-м Александр Михайлович на открытии сезона исполнил "Страсти по Марку", а в 2022-м - партитуру "Душа над городом".
И было бы замечательно, если бы всегда премьера белорусского автора открывала сезон. Мы уже об этом с Александром Михайловичем говорили. Ведь уже выросли новые поколения талантливых молодых авторов, наших учеников и выпускников.
- Какая задача стоит перед композитором?
- Музыка - искусство временное, в отличие от живописи, архитектуры или скульптуры. С усвоения этого понимания музыкального искусства я начинаю обучение композиторов в своем классе. Задача композитора - организовать, "укротить" время. Время, которое так неуловимо и которое Ахматова назвала ужасом. "Что войны, что чума? - конец им виден скорый, им приговор почти произнесен. Но кто нас защитит от ужаса, который был бегом времени когда-то наречен?" И вот этот ужас бега времени, говорю я своим студентам, нужно обуздать, укротить и организовать.
- О чем вы пишите?
- О том, что мне близко. Тогда и другим это будет интересно. Совершенно очевидно: что любишь, про то и пишешь. Я очень люблю Беларусь. Люблю Минск и разные памятные для меня места в нем. Я здесь родилась, здесь живу и умру. Здесь похоронены мои бабушка и мама. Здесь вся моя глубокая корневая система.
По всей Беларуси столько красот! Например, этим летом мы с подругой Людмилой Бородиной были в дивной поездке по местам наполеоновских сражений на территории Беларуси. Следует сказать, что я была во многих странах с красивейшими ландшафтами, но свое близкое, родное - это совсем другое дело!
- Какая она, современная белорусская академическая музыка?
- Она замечательная! Но, к сожалению, она не так востребована, как хотелось бы. Ей не очень-то заинтересованы художественные коллективы. Хотя в камерном и хоровом формате она играется и премьеры бывают достаточно регулярно. Но уже выросло несколько поколений музыкантов, которые мечтают быть исполненными силами оркестров.
Весной у нас прошел съезд Союза композиторов, и его концерты составляли очень интересные программы: симфоническая, хоровая, камерная музыка, в основном из новых произведений. Мы даже решили все программы составить в пользу молодых. Чтобы как можно больше было услышано пока еще малоизвестных имен. Думаю, это удалось.
Симфонический концерт вышел замечательный, и провели его Александр Анисимов и его ученица Валерия Рыбинская. Можно было услышать весь спектр взглядов на академическую музыку сегодня. Кто-то работает с философской темой, кому-то близок юмор, кого-то занимает драматический или лирической аспект. Это был настоящий калейдоскоп талантов.-0-