Опера "Макбет" в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси уже звучала в 2010 году. Тогда она была поставлена в концертном исполнении. Театр завершает репетиции над полноценной масштабной постановкой, премьера которой состоится 19-20 марта. Искушенный зритель уже подготовился: на первые спектакли билетов в кассах уже практически нет, остались единичные квитки на галерке. Какие впечатления ждут зрителей на будущей премьере, узнавали журналисты БЕЛТА.
"Это психологический спектакль, насыщен эмоциями, разными планами. Это гранд-спекталь, такой есть не в каждом театре. Для позиционирующего себя Большим театром очень важно иметь подобную постановку. А "Макбет" связан с именами двух гениев - отца оперы Джузеппе Верди и автора трагедии Уильяма Шекспира. Что может быть круче?" - дирижер-постановщик спектакля заслуженный артист Украины Виктор Плоскина поясняет, в какую работу вовлечены сегодня люди театра.
Режиссер спектакля Михаил Панджавидзе считает, что работать над материалом Шекспира интересно каждому постановщику. Сложная психологическая драма персонажей, превращение неимоверно честолюбивых героев в зверо-людей, готовых ради власти идти по трупам и залить всю страну кровью, стала главной в этом спектакле.
Своей задачей режиссер видит поставить шекспировский спектакль. Главная ставка в нем будет сделана на игру артистов и диалоги.
"Для меня "Макбет" - своеобразный фильм ужасов: сцены сомнамбулизма, гаданий, видения, бесконечные убийства - история совершенно душераздирающая. Ключевой персонаж, если можно так сказать, во всей этой трагедии - ведьмы, олицетворяющие человеческое злое начало. А леди Макбет и сам Макбет на самом деле - игрушки. Да, они не наивные дети, но и леди Макбет не настолько "дьявол в юбке", как ее часто изображают", - считает Михаил Панджавидзе.
Так какой же Макбет? С вопросом обращаемся к исполнителю роли Станиславу Трифонову. "Злой, кровожадный. Я уже привык, что приходится играть подобных героев. Увы, баритон - амлуа такое. На самом же деле я человек добрый, отходчивый", - широко улыбается артист.
Хотя образ Макбета, который восходит на королевский престол по трупам, малосимпатичен, артист очень рад возможности исполнить эту роль. "Да это не просто роль, а мечта для каждого исполнителя, ведь материал благодатный с точки зрения музыки и с точки зрения драматургии", - объяснил Станислав.
Опера "Макбет" очень непроста для исполнения, и не каждому театру она под силу, продолжает тему хормейстер-постановщик народная артистка Беларуси Нина Ломанович. Очень тяжелые партии у Макбета и у леди Макбет, дуэты длятся по 20 минут, такие партии только для профессиональных артистов. Большая роль в этом спектакле и у хора, причем у женского состава. Обычно в произведениях Верди мощное звучание мужских хоров, а в опере "Макбет" основная нагрузка приходится на прекрасную половину хора, что, впрочем, объяснимо: на сцене главенствуют ведьмы. Воплощают злые силы артисты балета под пение женского хора. Эта работа для хора интересна в том смысле, что нужно искать особые краски тембра, посыла звука, какие-то нюансы, соответствующие этим мистическим сценам. Мужская же часть хора - это воины.
Кстати, хор на сцене находится не в привычном статичном состоянии. Балетмейстеры-постановщики заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Дятко и народный артист Беларуси Константин Кузнецов шутят, что ставят артистам хора непосильные задачи: они и лежа поют, и сидя, и в движении.
Балетмейстеры уже в третий раз работают над оперной постановкой, отвечая за пластические решения. Основная нагрузка, конечно, приходится на артистов балета: три ведьмы постоянно присутствуют на сцене.
Исполняют роли танцоры-мужчины. Сложность работы для артистов в том, что они должны взаимодействовать с оперными солистами, вписываться в музыкальный рисунок. "Это не вставные номера, когда вышел, станцевал и пошел в буфет. Их присутствие увязано с действием спектакля, и нагрузка соразмерна с ведущими партиями в балете. Расчет на профессионализм ребят, на умение адаптироваться практически на уровне импровизации", - рассказал Константин Кузнецов. А в профессионализме артистов постановщики не сомневаются. Для этого спектакля подбирали артистов, способных выкрутиться из любой сложности.
К слову, ведьмы хороши: они даже на метле летают.
Есть у ведьм и другие игрушки: такую вот куклу вуду сшили бутафоры.
Перерыв: можно перестать бряцать оружием, оставить мечи, луки, стрелы.
В опере "Макбет" занято большое число артистов. Чтобы всех одеть, понадобилось сшить более 260 костюмов. Для Макбета и леди Макбет сшиты шубы. Тяжеленные! Леди Макбет приходится носить шубу с капюшоном в виде лисьей головы, весом не меньше 6 кг.
В далеком 1847 году премьера оперы "Макбет" состоялась во Флоренции в знаменитом "Театро делла Пергола". Спектакль вызвал бурю восторга у публики. Позже появилась вторая версия спектакля, уже с участием балета. С тех пор такая редакция оперы стала общепринятой. Белорусский Большой театр практически готов представить свою работу. Примем с восторгом?
Жанна КОТЛЯРОВА,
фото Оксаны МАНЧУК,
БЕЛТА.-0-