Зрители Брестского театра кукол смогут очутиться в мастерской художника и изобретателя Леонардо да Винчи. Молодой режиссер Ася Яковлева ставит на большой сцене моноспектакль по трактату гениального итальянца "О науке и искусстве". Премьера уже 22 октября. Корреспонденты БЕЛТА побывали на одной из финальных репетиций и заодно узнали о сюрпризах, которые готовят брестские кукольники в юбилейный сезон.
В Брестском театре кукол 60-й сезон намерены сделать ярким и запоминающимся. Начали в сентябре с премьеры красивой сказки "Дикие лебеди". Теперь эстафету перенимает моноспектакль "О науке и искусстве". Можно сказать, что это история о самом Леонардо да Винчи, который увлеченно исследует и пытается осмыслить окружающий мир. История постановки началась год назад. Ася Яковлева прочитала трактат да Винчи и захотела поговорить о затрагиваемых вопросах с детьми. Совпадение или нет, но как раз тогда в Брестском театре кукол объявили набор в режиссерскую лабораторию. Режиссер подала заявку и смогла победить, получив возможность поставить спектакль на большой сцене.
"Тем и интересно, что звучат вопросы не о новом, а о чем-то вечном: о мироздании, природе, искусстве, науке, душе. Наверное, это самые важные жизненные вопросы. Мне и самой интересно ими задаться, и важно, чтобы ими задались дети. Чтобы они умели наблюдать за миром и интересоваться самыми обычными вещами, которые нас окружают", - считает Ася Яковлева. Несмотря на то, что целевая аудитория спектакля - подростки, режиссер уверена, что он может заинтересовать и более взрослых людей.
До премьеры осталось всего ничего. Команда отшлифовывает последние штрихи: синхронизируют свет, музыку и действия на сцене - и уже вскоре зрители смогут понаблюдать за происходящим в мастерской Леонардо да Винчи. Обстановка там минималистичная, но все предметы задействованы. Сам да Винчи предстает в разном возрасте и образах.
Роман Пархач знаком брестчанам по многим ролям. Почти за 20 лет, что служит в театре кукол, какие только амплуа не примерял на себя. В новом спектакле ему досталась главная и единственная роль. "Интересная и необычная работа. Непривычный масштаб сцены, потому что нет кулис, и приходится существовать на всем этом пространстве. Особенность и в том, что один человек играет весь спектакль и все это время не уходит со сцены, - обратил внимание актер. - Не думаю, что на 100% почувствую, каким был Леонардо да Винчи, все равно сделаю его по-своему. Стараюсь ощутить, что он писал и пытался сам понять и донести до нас в своих трактатах".
Параллельно брестские кукольники работают еще над несколькими спектаклями. Главный режиссер театра Денис Казачук готовит к постановке "Бармалея". Этот спектакль для малышей (4+) будут показывать на большой сцене. Премьера - 29 октября. В середине ноября режиссер Алиса Ермак представит свое видение белорусской народной сказки об Аленке-крапивнице. Спектакль подходит для камерного просмотра в малом зале. Еще для большой сцены брестчане готовят "Щелкунчика", его тоже будет ставить Денис Казачук. Премьеру планируют на середину декабря. К репетициям труппа пока не преступила, но художник уже работает, готова и афиша.
"Стараемся охватить максимальную аудиторию. У нас будут спектакли и для самых маленьких, и для подростков, и для взрослых. Работаем над тем, чтобы театр обрел свой особенный почерк и художественное лицо", - обратил внимание Денис Казачук. В должности главного режиссера он трудится с нынешнего апреля, но с Брестским театром кукол познакомился гораздо раньше. Российский режиссер год назад ставил в Бресте спектакль "Белый клык" по Джеку Лондону. "Очень понравился театр и то, как можно использовать здание. Все очень располагает к активной жизни в разных масштабах и проявлениях. Достаточно интересная труппа", - поделился Денис Казачук. К слову, он ученик известного режиссера Руслана Кудашова, который поставил в Бресте ряд спектаклей, отмеченных на престижных национальных и международных фестивалях и конкурсах.
Пока творческая группа репетирует, кипит работа и в мастерских театра. Бутафоры, конструкторы, портные создают для спектаклей кукол, костюмы и декорации. "Художник-постановщик разрабатывает концепцию и приносит нам для изготовления. Работаем с самыми разными материалами. Очень интересно видеть, как в твоих руках что-то оживает. Например, сначала это обычный лист из строительного магазина. Обрисовываем, вырезаем детальки, склеиваем - получается скелетик. Это девочка, которую оденем в платье", - вкратце описала процесс художник-бутафор Екатерина Андреюк.
За изготовление каких только вещиц не берутся мастера. Например, в их ловких и талантливых руках папье-маше превращается в замысловатые маски, кусок дерева или другого материала - в куклу, а отрез ткани становится для нее ярким костюмом.
Готовя ближайшие премьеры, кукольники уже задумываются о новинках, которыми намерены порадовать зрителей в 2023 году. Например, есть идея в феврале-марте поставить выездной спектакль для детей. Для взрослой аудитории в планах поставить "Вишневый сад" по пьесе Антона Чехова. Премьеру стоит ожидать к окончанию сезона.
Фото Вадима ЯКУБЕНКА,
БЕЛТА.-0-