Первый съемочный день национального проекта "Мы едины" прошел сегодня на натурной площадке киностудии "Беларусьфильм". Действие картины происходит в 1925 году - в тяжелое для белорусов время польской оккупации. После мирного Рижского договора западная часть Беларуси оказалась под властью поляков, которые стремились провести быстрый процесс ассимиляции и искоренить на захваченных территориях белорусскую культуру, язык, грамоту, православную веру. Корреспонденты БЕЛТА побывали на съемочной площадке и своими глазами увидели, как создается эта народная картина.
По словам генерального директора киностудии Владимира Карачевского, в картине затронута непростая эпоха. "Целые семьи, близкие и родные были разделены границей. Шла борьба за воссоединение территории, - сказал он. - Сценарий мы писали долго, переписывали несколько раз, использовали исторические материалы, изучали архивы, газеты и поэтому эпоха отражена максимально достоверно. Более того, у нас есть исторические консультанты, которые нам оказывали содействие".
С одной стороны, в фильме будет представлено драматическое время, с другой стороны, есть элемент романтики: и контрабандисты, и партизаны, и погони. Однако в первую очередь - очень важная идея: Беларусь должна быть единая, а белорусы - вместе. "Это фильм о том, как нужно беречь родных и близких, что такое Родина, что значит быть патриотом, делать выбор в своей жизни. Эти все идеи заложены в сценарии фильма", - заметил гендиректор киностудии.
Режиссер-постановщик Андрей Хрулев рассказал: художественный полнометражный фильм имеет рабочее название "Мы едины". "Это фильм об историческом периоде, когда Беларусь была разделена на две части - западную и советскую. Фильм о том, как люди жили по ту и эту сторону, как боролись за свое существование, как боролись с польскими оккупантами. В центре повествования судьбы главных героев - простых парней из глубинки, из Столбцов, у которых, хоть они и родные братья, разный жизненный путь. Один за красных, другой пока не определился", - рассказал он.
Главный герой - молодой белорус Павел Бойко, живет со своей матерью возле границы Западной Беларуси и БССР. Его играет молодой актер Даниил Чуп. "Обстоятельства, в которых находится герой, для меня неизвестны. Я могу только предположить, что происходило в то время. Поэтому при подготовке важно было интересоваться историей, почитать про то место, где происходит действие, и попробовать воссоздать", - рассказал он.
Старший брат Павла Антон - партизан, борется с польскими захватчиками. В отличие от него, Паша считает: пусть другие воюют, а я буду жить по своим правилам. Он так и делает, пока вместе с гибелью матери беда не приходит и в его дом. Смерть близкого человека заставляет героя задуматься о простых человеческих ценностях, о близких, о Родине, которая сейчас разделена границей и так нуждается в помощи своих граждан. Павел знакомится со своей любовью - советской разведчицей Лесей Рубцовой, которая переворачивает всю его жизнь.
По словам Даниила, его герой похож на современных людей. Он также хочет жить, любить, работать, занимать нейтральную позицию. Однако обстоятельства вынуждают прибегнуть к действиям, и он не может остаться в стороне от происходящего, поэтому в конечном итоге меняет свое мировоззрение.
"Сегодня первый съемочный день, еще не со всеми успели познакомиться. Но атмосфера хорошая, костер зажгли, тепло. Лошади податливые, каскадеры помогают. Это на самом деле очень большая помощь, потому что сыграть сцену - это одно, а технически проехаться на лошади - другое. Думаю, что в конце картины буду мастером верховой езды", - сказал Даниил Чуп.
Режиссер Андрей Хрулев заметил: все герои - собирательные образы. "А для меня это прежде всего история простых людей, история о том, как кто-то в этих непростых условиях мог, а кто-то нет оставаться человеком, сохранить свое достоинство. Это фильм о том, как главный герой приходит к своему выбору и что этому способствовало", - признался он.
Предполагается, что картина будет длиться примерно полтора часа. Как признался режиссер, с подбором локаций для съемок были некоторые сложности, поскольку для такого фильма нужна соответствующая атмосфера, антураж. Пришлось ездить по многим городам. В итоге одну из сцен будут снимать в агрогородке Снов. Речь идет о сцене суда, когда подпольщики освобождают своих товарищей. Еще одну сцену снимут в Озерцах. В картине достаточно много динамичных сцен, в которых в том числе задействованы лошади.
"Максимальное количество лошадей в кадре в один день - десять. Кроме того, у каждого актера свои съемочные дни и под них определенные лошади", - рассказал руководитель исторического клуба "Минская хоругвь" Валентин Ильяш. По его словам, в картине на лошадях ездит достаточно много актеров: человек одиннадцать. Все перед съемками попробовали сидеть в седле.
"Лошади выступают на многих исторических реконструкциях, не только снимаются в кино. Это значит, что животные более-менее приучены к выстрелам и киношным нюансам. Тем не менее на съемочной площадке в любом случае они испытывают стресс, - признался Валентин Ильяш. - Для кино лошади отбираются по характеру. Это обязательно, поскольку есть разные животные, которые брыкаются, лягаются, кусаются. Таких лошадей в кино желательно не брать, потому что безопасность на площадке превыше всего".
Интересно понаблюдать и за работой пиротехников, на которых лежит задача обеспечить дымы, горение и выстрелы из охолощенного оружия. По словам специалиста по обслуживанию пиротехнического оборудования киностудии "Беларусьфильм" Виталия Нестерова, в данном случае дым помогает создать атмосферу раннего утра. Работа пиротехников крайне важна: они знают, каким должен быть дым, чтобы это не мешало камере и при этом хорошо читалось в кадре.
В картине фигурирует довольно много различного оружия того времена. В частности, карабины Маузера М98К, карабины и винтовки Мосина советского образца, шашки, револьверы системы Нагана. Предполагается, что в некоторых сценах будут выстрелы. "Чтобы никто не пострадал на самом деле, используются не боевые боеприпасы, а холостые. Соответственно, оружие у нас охолощенное. Заранее исключено попадание боевого боеприпаса внутрь. Выстрел может быть произведен только холостыми", - отметил Виталий Нестеров.
Также он рассказал о некоторых секретах, которые применяют на съемочной площадке. Например, если в кадре есть горящий костер, обычно он поддерживается не просто за счет дров. В очередном дубле дрова могут гореть совершенно не так, как следует. И чтобы добиться необходимой интенсивности горения, под дровами обычно прокладывается трубка, которой регулируется подача газа. Сказал оператор дать больше огня - добавили газа, и пламя горит более интенсивно.
Дождем в кадре также занимаются обученные команды. Обычный мелкий дождь камера почти не читает. Чтобы камера его видела, необходимо, чтобы поливало как из ведра. Поэтому при съемках может использоваться рукав пожарной машины, с помощью которого поливают над съемочной площадкой, но такой вариант не всегда годится. Лучше, если по периметру площадки выставляется специальная поливочная система, которая поливает с нужной интенсивностью.
По традиции после первого кадра режиссер разбивает о штатив тарелку, а ее кусочки группа разбирает себе на память. Обычно бьют белую фарфоровую тарелку, в центре которой художники рисуют какую-либо картинку из фильма или пишут его название, а также указывают состав съемочной группы, актеров. В этот раз отошли от этого правила и решили сделать более презентабельную тарелку, ведь снимается национальный проект.
"Мы хотим, чтобы это был народный фильм, патриотичный, после просмотра которого люди выходили бы с важным внутренним решением, пониманием, что значит быть белорусом, беречь нашу землю", - отметил Владимир Карачевский,
Он выразил надежду, что сегодня начало съемок первой части трилогии. "У нас в планах развивать эту тему дальше. Надеемся, что осенью состоятся все съемки, с декабря мы планируем войти в монтажно-тренировочный период и в мае - завершение работы. В планах представить наш фильм летом следующего года ко Дню Независимости", - сказал гендиректор, резюмировав, что кино создается для белорусов. "Мы хотим создать качественный фильм, которым киностудия будет гордиться", - добавил он.
К слову, над картиной работает белорусско-российская творческая группа: автор сценария - Иван Криворучко, режиссер-постановщик - Андрей Хрулев, оператор-постановщик - Вячеслав Дунаев, художник - Владимир Романовский.
БЕЛТА.-0-