Репетицией нового спектакля художественный руководитель Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси народный артист Юрий Троян остался доволен. Артисты работают так, будто вчера вышли из кордебалета и им нужно заявить о себе. А на сцене в основном ведущие солисты, лучшие танцовщики, народные и заслуженные артисты. Шесть пар под музыку Моцарта танцуют страсть, нежность, чувственность, растворение друг в друге. Шесть пар танцуют любовь, разные типы любовных отношений. Это - "Маленькая смерть" всемирно известного хореографа Иржи Килиана.
Юрий Троян еще до выхода этого очень сложного балета, который требует высокого исполнительского уровня, уверен в его успехе. В Большом театре Беларуси уже идет спектакль "Шесть танцев" классика голландской школы Иржи Килиана. С 2013 года этот балет публика принимает везде одинаково бурно, а спектакль показывали и на фестивальных сценах Беларуси, и в России. Смотреть "Шесть танцев" приходят зрители самых разных возрастов, хотя молодежная публика составляет большую часть. Неудивительно, что "Шесть танцев" окупились многократно. "Если "Маленькую смерть" ждет такой же успех, я буду очень рад", - поделился худрук Большого.
На белорусской сцене спектакль поставила нидерландский балетмейстер Ширли Эссебум - ассистент Иржи Килиана и бывшая танцовщица Нидерландского театра танца. Ширли уже знакома с белорусскими артистами, ведь постановка "Шести танцев" в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси в 2013 году - ее рук дело. Ширли рада видеть людей, с которыми работала раньше. "В новой постановке будут участвовать Такатоши Мачияма, Надежда Филиппова, Константин Кузнецов, с которыми мы работали в "Шести танцах". Это замечательно, потому что я уже знаю индивидуальный стиль каждого из них. Но для нового балета я постаралась найти также и новые имена", - рассказала хореограф.
Ширли - сама прекрасная балерина, танцевавшая во всех балетах мастера, кроме "Сарабанды", в котором работают исключительно мужчины. Сегодня она ездит по миру и ставит спектакли Иржи Килиана. На ее счету балеты в Англии, Латвии, России, США, Чехии, Франции. Сам маэстро больше не является директором Нидерландского театра танца и не привязан ни к какой труппе, он работает в разных странах, где руководит постановками своих балетов. Когда Иржи располагает временем, то приезжает на премьеру или же за неделю до нее поработать с людьми на сцене, отшлифовать какие-то нюансы. К сожалению, в Минск из-за плотного графика он приехать не сможет, но постоянно интересуется, как идет процесс подготовки спектакля, рассказала представитель всемирно известного хореографа.
Публика уже ожидает от постановки эффекта разорвавшейся бомбы: спектакль рассказывает о взаимоотношениях мужчины и женщины, он очень эротичен. Но Ширли Эссебум не согласна с прямолинейностью оценки "Маленькой смерти" Иржи Килиана. "Я бы сказала, что хореограф утонченно и деликатно показывает чувственные отношения между мужчинами и женщинами. Килиан создавал этот балет не для того, чтобы показать эротику, поэтому не следует фокусироваться на этом. Не эротика, а чувственность. Это балет хорошего вкуса о жизни и отношениях", - считает постановщик.
В спектакле, который длится чуть больше 20 минут, большое место отведено одухотворенной музыке Вольфганга Амадея Моцарта - 17 минут. Но замечательного исполнения оркестра под управлением дирижера Ивана Костяхина как-то все равно не хватает, слушать хочется еще.
Балет всемирно известного хореографа Иржи Килиана "Маленькая смерть" в Большом является копией оригинального спектакля. Даже костюмы (хотя какие там костюмы - шортики и лифы) сделаны по образцу оригинальных, специально привезенных из Франции на один день. Белорусские мастерицы подбирали ткань точь-в-точь, изучали, как выполнена отделка, чтобы сделать такую же.
Малейшие тонкости важны, уточняет ведущий инженер-технолог Елена Миронович. Ведь эти костюмы уже шили со знанием дела, с пониманием того, как сделать, чтобы артистам танцевать в них было комфортно. Специфика изготовления костюмов для танцоров заключается в том, что артисты на сцене могут делать все, что угодно, им надо и кувыркаться, и парить, и прыгать, и дышать свободно. Им ничего не должно мешать, поэтому все продумывается до мелочей.
Все костюмы шьют в театральных швейных мастерских. У мастериц, чьим профессионализмом остался очень доволен известный историк моды Александр Васильев, выступавший художником по костюмам в балете "Лауренсия" в белорусском театре, всегда поток. То нужно подогнать костюмы на других артистов, то отремонтировать юбку или платье. Ну а когда готовятся масштабные постановки, тогда объем работы очень большой. Ведь костюмы часто украшаются вышивкой, трафаретными рисунками.
На спектакле "Маленькая смерть" было полегче: за неделю сшили 26 минималистских костюмов да четыре платья, которые вместе с двумя уже ранее сшитыми к балету "Шесть танцев" увеличили коллекцию платьев... на колесиках. Это бутафория, платья крепятся на каркас, а не используются по прямому назначению, потому жесткой подгонки не требуется.
В зале у мастеров-бутафоров тоже много интересного. Здесь уже заняты изготовлением бутафории к постановке "Макбет". Елена Коваленко делает змей, которыми обовьют факелы, как изображено на эскизе.
Бутафория бутафорией, а ведь нужно, чтобы не выглядело уж очень искусственно. Удачными получились яства из папье-маше для богатого стола в спектакле "Царская невеста". Тут и ребрышки, и колбаски, и кусочек зажаренного поросенка, и икра заморская баклажанная... Сейчас в работе чан для ведьмы, на котором будут крепиться змеи. Сегодня уже готов каркас.
Между делом, когда случается небольшой перерыв, Елена создает что-то для души. Под этой очаровательной елочкой встретили новый год, а этот улыбающийся череп из пеноплекса будет выполнять функцию шкатулки.
В живописном зале художники-декораторы расписывают мягкие декорации, кулисы, пишут панорамы. Часто мастерам нужно имитировать фактуры, например, из дерева они могут сделать металл, и даже ткань "переформатировать" в железо. Или идут еще дальше: порой придумывают абстрактные материалы, каких и нет в жизни. Золотые руки, иначе не скажешь. В перерыве на обед мастера тоже не сидят сложа руки. Пишут картины для себя.
По лабиринтам коридоров Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси возвращаемся в репетиционный зал. Артисты внимают Ширли Эссебум, повторяя ее движения. Балеты Килиана захватывают зрителя, они эффектные, что и покажут на белорусской сцене танцовщики. После премьеры 1 и 2 марта желающим посмотреть постановку придется запастись терпением - лишь в апреле состоится следующий показ. Но "прятать" новый спектакль в театре не намерены. Балет планируется вывезти на фестивальные сцены, он заявлен в программе "Балетного лета в Большом".
Кстати, билеты на премьеру "Маленькой смерти" уже размели, лишь незначительное число свободных мест осталось на галерке.
Жанна КОТЛЯРОВА,
фото Оксаны МАНЧУК,
БЕЛТА.-0-