Какой должна быть свадьба? Ответ на этот вопрос у каждого свой. Сейчас некоторые предпочитают обойтись без торжества, немало и таких, что вовсе не оформляют супружеские отношения. Иные тратят большие деньги на лимузины, самый лучший номер для молодоженов и прочие атрибуты статусного праздника. Невесты тщательно выбирают наряд и свадебный букет, дату регистрации и фасоны платьев подружек. А что было важным для молодых 100 лет назад? Как женились наши бабушки и дедушки? Какой он, белорусский свадебный фэн-шуй? Чтобы получить ответы на эти вопросы корреспонденты БЕЛТА отправились на областной праздник-конкурс свадебных обрядов "Вялiкая вясельнiца - 2017" в Ушачи.
Витебская "Вялiкая вясельнiца" собирает гостей раз в два года. Главное действо - реконструкция свадебного обряда по традициям разных районов области. Нынче демонстрировалась свадьба, восстановленная по материалам Ушачского, Глубокского и Шарковщинского районов. Гости увидели праздник таким, каким он мог быть здесь в начале прошлого века.
Главные герои свадьбы и сейчас, и во все времена - жених и невеста. На нашем празднике - это Иван и Марья. Роли молодых сыграли Артем и Ирина.
Точками притяжения и двумя центрами событий стали дома молодых (в них преобразились два помещения Центра ремесел). Жених - из зажиточной семьи Глубокского района. Перед его домом стоит повозка, которую молодежь украшает лентами и цветами. В доме накрываются столы, приходят музыканты, собираются гости. Главный здесь - сват. Именно он дает отмашку началу торжества, произнеся ключевую фразу: "Бацькi, благаславiце дзiця сваё ў дарогу". С этими словами родители взяли икону и зажгли громничную cвечу, жених встал на колени на расстеленный на полу кожух. Мать и отец благословляли сына на семейную жизнь.
После сего действа сестры трижды обвели Ивана вокруг стола со свадебными яствами (чтобы семейная жизнь была в достатке) и усадили на почетное место. И снова на авансцене появлялся сват, который объявлял, что пришло время одарить молодого. Родители, крестные, близкие родственники и все гости по очереди дарили подарки, говорили пожелания. Когда все презенты были вручены, началось свадебное застолье. В самый разгар гуляния сват (мы же помним, что он тут главный) как бы между прочим вспомнил, что надо ехать за молодой. Раз сват сказал, значит надо выполнять. Жених и часть гостей сели в повозку и отправились к дому невесты.
Украшенная повозка и колоритные персонажи привлекли внимание жителей Ушачей. Возле дома жениха остановился 72-летний Игнат Адамович и дал свою оценку происходящему. "Да, так и было. И я еще свадьбы на лошадях возил. Только вот конь, какой-то у них "на пенсии". А для свадьбы лошадей очень красивых подбирали. На первом, самом лучшем, молодой ехал. Я однажды вез жениха, так конь ни минуты не стоял спокойно, все время гарцевал. "Рогатки" по дороге ставят, так я его еле останавливал. На последней нечем уже было откупиться, сват сказал не удерживать коня. Так он "рогатку" перепрыгнул. Очень резвый и красивый был. Вообще на свадьбах по 5-6 повозок собиралось", - рассказал Игнат Адамович.
В доме молодой, куда направился жених с дружками, тоже с самого утра царила суета. Манечку "прыбiрали да вянца" по свадебной традиции Ушачского района. Подружки невесты и взрослые женщины в процессе сборов пели обрядовые песни. Стоит отметить, что они совсем не радостные. Да и сама молодая была отнюдь не весела - ее лицо выражало скорбь и обреченность. "Раньше девушка на свадьбе не радовались, что замуж выходит. С ней прощались родственники и подружки. У девушки начиналась новая жизнь - она уходила из родной семьи к мужу, в чужой дом", - поясняют участники обряда.
Оказывается, что молодая зачастую на своей свадьбе плакала. И это считалось правильным поведением. Так девушка закладывала основу счастливой семейной жизни - выплакивала все слезы на празднике, на потом уже ничего не оставалось.
К слову Манечка - невеста опытная. Уже третий раз "выходит замуж" (участвует в областном празднике в качестве невесты) и поэтому идеально справляется с ролью.
В доме невесты происходит практически то же, что мы уже наблюдали у жениха. Брат водит молодую вокруг стола, останавливается под иконой, и здесь невесту благословляет на семейную жизнь крестная мама. Невесте тоже все дарят подарки, потом начинается застолье с песнями и танцами.
И вот к дому невесты прибывает жених. Чужаков встречают неприветливо. На выкупе пытаются подсунуть подставную невесту.
Но в итоге отдают настоящую. Молодые едут венчаться, а свадьба в доме невесты, как и в доме жениха продолжается. По сути две компании гуляли параллельно и не пересекались. От дома к дому путешествовали только некоторые участники свадебного торжества, основная же часть гостей оставалась там, куда их позвали - или у жениха, или у невесты.
На свадьбе не обошлось без "рогаток" - выкуп сначала требовали у жениха, когда он ехал к невесте, после - у обоих молодых по пути в дом жениха. К слову, эту преграду для молодой четы организовали по традиции Шарковщинского района. Пока ждали жениха и невесту, участники действа бурно обсуждали, как поедут молодожены "па весцы, цi па загуменню". "Кали маладая не цнатлiвая, то па загуменню. Нельга па весцы - пажары будуць ды iншыя нясчасцi", - подслушали мы разговоры.
У дома жениха молодых ждала еще одна "рогатка" - "брама" по глубокской традиции.
И вот молодые приехали к жениху. Здесь им вместе пришлось пройти множество препятствий. Иван и Марья все преодолели с честью. Их поднимают на скамье, продолжается ввеселье. В финале невеста бросает совсем не букет, а клубок. При этом девушка приговаривала: "Кацiцеся за мной замуж, сяброўкi, клубочкам".
Свадьба в доме жениха продолжилась с молодыми. Невесте, как водится, предложили сесть на "дзяжу", прикрытую вывернутым кожухом - на такое сооружение могла присесть только невинная девушка. Иначе - быть беде (мор скотины и другие несчастья обрушаться на семью). Груз ответственности был таким сильным, что невесты, которым было что скрывать, не осмеливались сесть на это место. Это был скандал, могло дойти до сильной ругани, но свадьба продолжалась.
Финальным аккордом свадьбы стал аутентичный глубокский обряд "Ваўчыца", которым родственники невесты задабривали свекровь. При этом мама жениха надевала вывернутый кожух и как будто превращалась в зверя. Женщине дарили всяческие подарки, "ваўчыца" их придирчиво рассматривала, но с каждым подношением становилась все более лояльной. В итоге она нежно обнималась с невесткой и называла ее любимой дочкой.
Несколько ремарок о гостях. В былые времена о непрошенных говорили, что они "прыйшлi памяло таптаць". Это потому что люди топтались возле порога, где как раз и стояли метелки. Были и такие, что приходили "на плоце павiсець" или под окнами постоять, - они не заходили в дом, а подсматривали за происходящим. Таких надо было хорошо угостить. При этом яства хозяева выносили прямо на улицу. Логика очевидна - сытые и довольные односельчане будут хвалить свадьбу, а если на что-то обидятся, то, наоборот, "ославят" на всю округу.
На празднике присутствовали ученые, и мы решили услышать их оценку. Оправдались ли ожидания, были ли открытия, какие впечатления оставил праздник? Заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Татьяна Володина призналась, что ехала в Ушачи с опаской. "Думала, что здесь будет нечто подобное на художественную самодеятельность. Но мы увидели абсолютно живой обряд таким, каким он был в старину, со всеми элементами. При этом эмоции участников были настоящими, все, как на реальной свадьбе. Единственное, о чем я жалею, - было мало зрителей. Увидав эту красоту, естественно, хочется перенести ее в свою жизнь. Были и новые для меня элементы. Например, глыбокская "Ваўчыца". Это было здорово!", - поделилась впечатлениями эксперт.
Нововведения нынешней "Вялiкай вясельнiцы" - презентация свадебных яств. Каждый район представил в Ушачах свои блюда. Можно было попробовать полоцкие цибрики, фирменную россонскую фаршированную щуку, сенненскую верещаку и прочие вкусности.
Праздник объединил разные поколения и разные районы. Люди обсуждали, как раньше проходили свадьбы. Немало было и тех, кто утверждал, что и сейчас хотел бы именно такую - душевную, белорусскую, с грустными, но очень правильными песнями и обрядами, в которых зашифрованы вековые традиции нашего народа.
Алена ТИХОНОВА,
ФОТО Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-