Символов Нового года у витебского коллекционера Натальи Ковалевой более 5 тыс. - столько экспонатов насчитывает ее собрание винтажных и антикварных елочных игрушек. Около 300 из них - Деды Морозы и Снегурочки в разном обличии: миниатюрные, средних размеров фигурки на ниточках, изображения на шарах, подставочные украшения высотой выше колена под главную зимнюю красавицу. Такие было модно ставить под елку в дополнение к основному декору. И сегодня многие продолжают эти уютные праздничные традиции. Подопечным собиратель дает шутливые прозвища: Шварценеггер, Скарсгард, Ямщик и Плюшка - плюшевый потому что... Каждый неповторим и со своим характером. До 30 января 2024-го некоторые экспонаты прописались в витебском Музее истории частного коллекционирования на выставке "В царстве Деда Мороза". Фигуры выполнены в разных техниках из ваты, папье-маше, бумаги, ткани, опилочного композита, дерева и пластика. Самым солидным из них больше 90 лет.
Странствия "дедушек" и привлекательный улов
"Это представители южных Советских Социалистических Республик, - указывает на одну из витрин Наталья Ковалева. - Вот грузинский Дед Мороз с корзинкой и мешком, его мне прислал другой коллекционер. Фигуру я подреставрировала, не убирая ее очарования".
Полку с грузинским делит дедушка из Кишинева, тоже выпущенный в 1960-х. Нынешняя обладательница купила его в одном из антикварных магазинов Витебска. Говорит, персонаж был в тяжелом состоянии - что поделать, возраст. Время игрушку старит и одновременно придает ей истинный шарм.
"Уникальное явление все-таки - советская елочная игрушка. Она отличается от всех остальных игрушек мира тем, что это высокохудожественный образец, выпущенный в промышленных масштабах, - уточняет Наталья Ковалева. - Дело в советской промышленности, ее бесконечном и завораживающем разнообразии и высокой художественности. Занимаюсь изучением советской елочной игрушки уже четырнадцатый год - конца-краю не видать. Есть еще раритеты, пробники которых были выпущены, но потом по каким-то причинам их переставали производить. То же самое случилось с шаром с изображениями вождей пролетариата, он появился к 20-летию Великой Октябрьской революции в 1937 году, а затем его производство прекратили, сделали только символику с вождями. Она тоже изумительная, как и шар - символ эпохи".
А добывать игрушки приходится разными путями. Круг широк: друзья и их знакомые, соседи, дачники, коллеги, родственники, другие коллекционеры приоткрывают свои сокровищницы и иногда делятся произведениями искусства. Игрушки в руки витебчанки попадают и по частям, забытые на десятилетия на пыльных чердаках или отправленные в корзину, надломанные, одинокие. Она же дает им вторую жизнь.
"Знакомый недавно заметил на улице выброшенные кем-то две новогодние фигуры и позвонил мне. Примчалась под дождем, отвезла их домой. Летом тоже был сюрприз: приятельница увидела большую фигуру Деда Мороза (с него начинается выставка). Есть такая особенность у подставочных фигур - "синдром сфинкса", когда они падают вперед носом. У этого дедушки носа практически не было, но я сделала ему ринопластику, - смеется мастер. - Получился хороший нос, специально до конца его не докрашивала".
Когда шалость удалась. Практикумы по "зельеварению"
"Допустим, оказывается у меня Дедушка Мороз. От него остались только маска, свернутый на бок головной убор и рейка, обернутая траченной молью либо погрызенной мышами ватой. Тут начинается очень активная работа по его возвращению в наш мир. Ведь когда-то этот дед зажигал под елкой, был участником перформансов. И у него был прекрасный вид, утвержденный в свое время художественным советом при Всесоюзном научно-исследовательском институте игрушки в подмосковном Загорске. Начинаю приводить дедушку в порядок, занимаясь зельеварением, как в Хогвартсе. Старю вату, обрабатываю антисептиком стержень, рейки, варю крахмал, а дальше колдую над лицом. Конечно, для этого надо понимать, как он выглядел", - рассуждает коллекционер.
Многие экспонаты для витебской выставки она реставрировала в 2023 году. Иные зимние волшебники без пары и вовсе получили по две Снегурочки на выбор. "Сделала ему одну с карими глазами, другую - с голубыми", - приглашает Наталья Ковалева изучить фигурку в белой шубке и желтой юбочке.
"Есть понятие "очарование винтажной вещи", - поясняет она. - Когда в руки попадает откровенный хлам, а тебе не хватает душевных сил его выбросить, начинаешь включать голову и делать игрушку смотрибельной, имеющей притяжение. Вот этим я занимаюсь при реставрации".
Предмет из категории "мусор" получает то самое очарование винтажной или антикварной вещи в импровизированной мастерской. Коллекционер для этих целей оккупировала в квартире подоконник и кухонный стол, где более удачное освещение. А все приспособления обитают в угловом диванчике: краски, лаки, вата, бумага, кисточки, плошки для крахмала, гипс и другие. "Конечно, мне нужна мастерская", - вздыхает она, окидывая озабоченным взглядом очередную витрину на выставке.
Антикварными по решению Международной ассоциации коллекционеров The Golden Glow of Christmas Past /"Золотое свечение" признают игрушки, выпущенные до 1966 года. Более поздние уже относят к винтажным.
В 2023-м в коллекции стало появляться больше реплик. Скорее это репродукции, ведь реплика предполагает изменения в фактуре, фигуре и образе. Автор же старается скопировать оригинал. Антикварные игрушки были штучными изделиями, их разрисовывали вручную: у каждой свое выражение лица и характер. Массовые шедевры по доступным ценам поступали в квартиры советских людей.
"Вата - материал не столь дорогостоящий, если сравнивать со стеклом. И на предприятиях тогда использовались отходы производства. Например, скрепленные клеем опилки составляли опилочные композиты, из которых делали шикарные вещи, - описывает художник. - А во время войны закрылись все заводы, кроме тех, которые работали для нужд фронта. Продолжали выпуск электроламповые заводы, где делали игрушки из колб для лампочек. Это были грушевидные подвесные украшения. Металла не хватало для навершия - вставлялась просто петелька и сверху запаивалась. Некоторые игрушки раскрашивали изнутри, другие - снаружи методом окунки, и переводную картинку либо рисуночек наносили снаружи".
Авторские штрихи
"Приезжаю в одно учреждение и вижу растрепанного Деда Мороза без шапки. Словно один из пиратов на судне, утаивший общую выручку и поплатившийся за это, он даже в таком состоянии продолжал работать, стоя под елкой. А у меня выжал слезу. Попросила отдать его - вот он, в красной шубке", - увлеченно знакомит Наталья Ковалева с историей добычи для коллекции очередной фигурки.
Этот элемент новогоднего декора произвели когда-то на фабрике города Ровно. Игрушки местного производства были одеты в роскошные шубы, воротники украшены смушками (особым образом обработанной овечьей шкурой мехом наружу). Коллекционеру-реставратору долго пришлось думать, как сделать имитацию смушек. В интернете нужных подсказок не оказалось, потому она вооружилась покрытой крахмалом ватой и аккуратненько иголочкой вынимала ее кусочки - вот элементы и красуются на отворотах шапки, шубы, манжетах и воротнике.
Особенно удачными Наталья Ковалева считает две парочки селян и горожан. Снегурочка-горожанка в муфточке и капоре с кружевами и бантиком была без Деда Мороза. Мастер расщедрилась и подарила ей сразу два. "Снегурочка оригинальная, а за ней стоят две мои репродукции", - уточняет автор. Стартовая цена таких на аукционе может превысить 10 тыс. российских рублей.
И тысячедолларовые игрушки существуют, говорит она. Оригинальные Снегурочки обойдутся дороже Дедов Морозов, потому как фигурки внучек волшебника производили в меньших количествах.
О жилплощади экспонатов
Очередной выставки игрушки дожидаются в огромном блоке, укутанные в белоснежную вату. Занимают экспонаты всю "стенку" - разложены по тематике и эпохам. Живут они в разных помещениях благодаря добрым знакомым коллекционера, ведь в обыкновенной "сталинке" она бы не смогла разместить все пять с лишним тысяч предметов. Вопрос с жилплощадью для них встал ребром именно когда Деды Морозы внушительных размеров начали выглядывать из-за каждого угла квартиры.
Из злого старца - в приветливого гостя. Дедушка Мороз эволюционировал
Коллекционирование подтолкнуло витебчанку к углубленному изучению истории персонажей и появления игрушек. Упоминается седовласый странник еще у кельтов, которым была свойственна персонификация явлений природы: мороза, вьюги, ветра и так далее. Стужа ассоциировалась с Великим Старцем Севера. И это была нежелательная персона, злое божество, которое собирало дань с елок в свой огромный холщовый мешок.
"Елка могла быть обиталищем лесных духов или входом в мир мертвых. Дерево отличалось от остальных, так как оно вечнозеленое. Считалось, что если старец забирал дань, то он не вернется и не будет морозить край, лишая местных жителей еды, - напоминает Наталья Ковалева. - В 1863-м у Некрасова выходит поэма "Мороз, Красный нос", главную героиню которого Дарью замораживает Мороз-воевода. Этот коварный персонаж принимает облик ее погибшего мужа Прокла".
Прогрессивные умы российской земли решили доработать образ Деда Мороза и привести его к мировым стандартам во второй половине XIX века. Позаимствовали качества у Святого Николая Чудотворца, который стал прообразом Санта-Клауса, а затем и уже знакомого нам волшебника. "Облик своего деда у нас оставили, но его сущность изменили", - обращает внимание коллекционер.
Отдельно она упоминает о роли белорусской литературы в развитии персонажа. У Якуба Коласа в 1939-м появляется стихотворение "Дзед-госць", которого уже встречают песнями. Но о подарках изначально не было речи, они появились позже.
"До сих пор этого не понимаю". Новый год как дверь в другое измерение
"Мое детство было лучезарным во многом именно благодаря Новому году", - задумывается Наталья Ковалева. Коллекционер поясняет: ребенок ведь всегда ждет от будущего чего-то приятного и волшебного, открыто смотрит вперед с надеждой, совсем иначе воспринимает мир.
В школьные годы она старательно пыталась понять, как же сменяется время. "Рядом с моим домом рос тополь. Я отрывала ветку, ставила ее в пузырек с водой и думала: эта ветка из того года, но она же есть и теперь. Сидела на скамеечке в новогоднюю ночь, желая уловить, что же изменится через несколько минут, когда наступит следующий год. До сих пор этого не понимаю", - смеется собеседница.
Коллекционерскую дистанцию витебчанка преодолевает постепенно. В 2024-м рассчитывает отыскать оригинал фигурки свердловского Деда Мороза. Говорит, он мало чем примечателен: белая распахнутая шубка, виднеется рубашка из необычного материала, умудренное опытом лицо с морщинами, в руке небольшой мешок. Игрушка производит впечатление интеллигентного дедушки, размышляющего о вечном.
"Желаю, чтобы каждый посмотрел себе в душу и произвел в ней предновогоднюю ревизию. От негатива повернулся бы к любви, от неприязни - к дружбе. Чтобы свои неприглядные качества души люди меняли на лучшие и добрые, - тепло улыбается Наталья Ковалева. - Примером может быть тот самый Дед Мороз, который из ужасного существа с сомнительными привычками превратился в заботливого родственника, которого дети с нетерпением ждут с сюрпризами в ночь на 1 января".
Евгения АРХИПОВА,
Фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-