"Вера всемогуща. Если верить, все сбывается. Так желаем вам здоровья медвежьего, настоящей крепкой любви", - единогласно утверждают и желают участницы аутентичного обряда "Ваджэнне i пахаванне стралы" в агрогородке Столбун Ветковского района. Местные жители десятилетиями сохраняют традицию своих прародителей. К аграрно-фольклорной магии прикоснулись и корреспонденты БЕЛТА.
Светлый православный праздник Вознесения Христова, который в этом году пришелся на 2 июня, для жителей агрогородка - знаменательное событие. Его отмечают на 40-й день после Пасхи, с ним связывают надежды на хороший урожай, крепкое здоровье и отвод от невзгод.
В Столбуне живет около 800 человек, которые сохраняют аутентичный обряд. В соседних деревнях были схожие традиции, однако у столбунцев - свои особенности.
Ближе к полудню к местному дому культуры подъезжают легковые машины и микроавтобусы, рейсовый автобус. В Столбуне всегда рады гостям. В доковидный период сюда приезжали ценители аутентичности из разных стран. Ознакомиться с обрядом и прочувствовать атмосферу приглашают всех и сегодня. С легким волнением встречают студентов из Гомеля и столицы - они главные интервьюеры сегодня.
С нетерпением ожидает праздника Ирина Сергеевна с внуком Димой. Женщина хорошо изучила традицию, знает о значении и смысле обряда, который зародился и бережно сохраняется на родине мужа. Для мальчика это своего рода посвящение в традицию: он впервые на празднике, но колорит ощутил с первых минут. Рубаха-вышиванка, соломенная шляпа - принарядиться помогли в местном доме культуры. А вот с заветным желанием, которое можно загадать именно в этот день, мальчишка определился давно. Правда, хранит в секрете даже от бабушки, чтобы сбылось наверняка.
Последние приготовления к празднику делает Наталья Евгеньевна - учитель начальных классов местной школы. "Этот обряд у нас с давних времен существует. Было время, когда он считался языческим. Но мы очень рады, что он сохранился до сегодняшнего времени. Наши предки верили, что он помогает предотвратить удар молнии. Обычно говорят, что на праздник Вознесения пошел Господь на небеса, потянул жито за колоса. Все ждут хороший урожай. Мы стараемся, чтобы эти традиции не ушли, привлекаем и наших детей. С этим обрядом познакомилась в раннем детстве, потому что и мои бабушки, и мама всегда участвовали в этом празднике. Еще в интернете можно найти фотографии с 1980-х. Многих людей уже нет. Они ушли, а память о них живет. Можно сказать, что этот обряд я впитала с молоком матери. И обряд живет, и этим мы гордимся", - подчеркивает женщина. Ее внучка Женя в свои 8 лет не первый раз участвует в действе. Знает наизусть столбунские песни, но перед началом праздника повторяет с бабушкой. Желание на монетки обязательно загадает, прямо в поле.
Светлана Ивановна Паращенко - многие годы бессменный директор сельского дома культуры, в нем - ее душа. Говорит, что даже в пандемию обряд не прерывался. Тогда вышли самые крепкие, все, кто мог, но традиции не изменили. Привлекаем детей, школьников, студентов - всем в удовольствие", - улыбается она.
Костюмы - отдельная забота Светланы Ивановны. Собирала сама, что-то перешивала. Некоторые рубахи, фартуки, вышиванки, юбки местные жители доставали и приносили из сундуков своих прабабушек. Есть даже рубаха, которой более 100 лет.
Сама Светлана Паращенко узнала об обряде в 1975 году. Окончила колледж и приехала в Столбун работать по распределению. "Еще совсем девчонка, молодой специалист, многого не знала, и все люди поддержали, обо всем рассказали. Тогда деревня была большая, под две тысячи человек - удалось пообщаться со старожилами, собрать сведения из первых уст. А в 1982 году обряд приобрел новую силу, добавив красок в звучание традиционных песен. Тогда собрала коллектив "Столбунские вечерки", который в этом году отметит уже 40 лет. Наш репертуар состоит из обрядовых песен. Колядные, стрельные, жнивные, свадебные, весенние - только те, что пели и поют в Столбуне. Других, которые по телевизору можно услышать, у нас нет. Звучат только живые голоса," - делится Светлана Паращенко. Лаконично дополняет ее национальный костюм аксессуар для современного атрибута - смартфона. Это ручная работа неглюбских мастеров.
На крыльце оживленно и весело. Девчата любуются нарядами с национальным колоритом: блузы с орнаментом, фартуки с вышивкой, бусы. Подружки кружат и пританцовывают с лентами. 9-летние Даша и Доминика снимают подготовку к обряду и себя в новом образе на смартфон. Доминика местная, об обряде знает все от бабули Нины. Сама не раз участвовала. Припрятала монетки, будет закапывать в землю. Дарья впервые на празднике, но уже в курсе, что все действия нацелены на щедрый урожай и защиту от невзгод.
Основное действо зачинает двойной хоровод на центральной улице. Самые маленькие взялись кольцом внутри, взрослые - вокруг них. Затем с двух сторон к главному перекрестку агрогородка направляются группы. Дружно запевают:
"Жана мужа ня взлюбiла,
Взяла травiчкi купiла,
Свайго мужа атравiла,
У садочку схаранiла,
Ялiною абсадзiла.
Расцi, елей мой, высока,
Ляжы, мiлы мой, далёка".
С другой стороны раздается такая песня: "Ой, люлi калiна, люлi ягада моя". Встречаясь, продолжают вместе: "Ідзе страла ды ўздоўж сяла…"
Рука к руке местные жители и гости праздника шеренгами шествуют к ржаному полю. Шаг за шагом народная церемония продвигается через всю деревню. К ним присоединяются по пути дети и взрослые. Не подпевать невозможно даже гостям. Строки песен повторяются рефреном, поэтому разучить их можно прямо на месте:
"Па вулiцы, па шырокай
Бегла дзеўка-сямiлетка.
За ёй хлопец маладзенькi:
"Пастой дзеўка-сямiлетка,
Загадаю тры загадкi.
А што расце без кораня?
А што бяжыць без повада?
А што гарыць без полымя?"
"Камень расце без кораня,
Вада бяжыць без повада,
Зара гарыць без полымя".
Со дворов выходят столбунцы, чтобы поприветствовать участников праздника. Старожилы верили, что обряд - действенная защита от грозы, пожаров, задел на благополучие и щедрый урожай. "Это песни особые, их надо понимать и чувствовать", - добавляет Светлана Паращенко.
Знаковая часть обряда происходит в поле. Само "пахаванне стралы" также сопровождается песнопениями и вождением хоровода.
В круг затягивают даже тех, кто пришел с клюкой. Говорят, народный магический круговорот исцеляет.
"Пусть Бог дает хлеба вволю всем, всем-всем на здоровье и радость. Вот заиграла бы гармонь, и сама пошла бы в пляс. А ведь раньше брали и гармошки с собой, гуляли и веселились до самой ночи", - заряжает позитивом участница праздника Нина Рябикова.
Нина Сафоновна в свои 80 с небольшим сохраняет оптимизм и бодрость духа. Приехала на праздник из Гомеля. Говорит, никак не могла пропустить этот день. Недавно забрала в город из Столбунов старшую сестру, ухаживает за ней. И по ее настоянию тоже прибыла в родную деревню.
"А правда, что урожай хороший будет после обряда и сил прибудет?" - спрашиваем у Нины Сафоновны. "Ей-богу. Это же еще наши прабабушки пели, а потом наши мамы, а потом старшие сестры. И традицию свою мы еще побережем. И детки маленькие веселятся. Дай бог здоровьечка и маленьким, и большим, и хорошим, и не очень", - делает крестное знамение бабушка.
Рожь выше колена. Мальчишки и девчонки разбежались по ржаному раздолью. Распределились по полю и старшие участники праздника.
Настала небольшая пауза: все закапывают в землю бусинки, монетки, булавочки, загадывая желание.
Есть поверье, что загадывать заветное желание, стоит уединившись. Тогда получится сконцентрировать мысли на нем, и все точно сбудется.
Наталья Бойко и Валентина Сергеева продолжают традиции родителей во всех смыслах.
"Все в таких нарядных одеяниях, просто душа радуется. Такие теплые воспоминания об этой традиции с детства. Мы истинные столбунцы, носители нашего обряда. Маме уже тяжело ходить, но она провожала нас со двора, напевала наши исконные песни. Она очень хорошо знает манеру, в которой исполняются все обрядовые песни. Когда в деревне было больше людей и все собирались со всех концов, то реально, как и положено, слышался песенный плач, причитания - это же "пахаванне стралы". И песня устремлялась в небеса", - говорит Валентина Сергеева.
"В этот день душа поет, и погода нам благоволит. Во все времена считалось, что в этот день можно было просить здоровья для тех, кому нездоровится. И сейчас желаем, чтобы наши дети не болели, чтобы они продлевали наши традиции. Пусть даже далеко где-то будут, но чтобы всегда возвращались", - отмечает Наталья Бойко.
С девчачьим задором и заливистым смехом женщины приступают к самой активной части обряда. "А где здесь помягче падать?" - смеется одна из них. И по очереди качают друг друга в поле, приговаривая: "Мужа самого красивого, здоровья медвежьего, настоящей крепкой любви".
Окрестили традицией и новичка праздника гомельчанку Анну. "Приеду в следующем году, расскажу, все ли пожелания сбылись". "Так и не одна приезжай, чтобы уже втроем были: и с мужем, и с малышиком", - поддерживают разговор женщины.
С поля все возвращаются с букетами из колосков. В этом году их обладателями стали самые внимательные или, как говорили на житнице, везучие. Из-за погодных условий рожь только-только набирает силу.
К слову, уверяют люди знающие, с сегодняшнего дня начинается активный рост зерновых, наливается колос.
Впрочем, на сельской дороге были готовые поделиться мини-снопками. "Колоски мы храним на почетном месте в доме. Кто-то прячет за иконами. Колоски высыхают и долго украшают дом. Нам говорили, что они - самый лучший оберег всего хозяйства от молнии. А хлеб - это же наш достаток. Так было всегда, так и останется", - делится знаниями Валентина.
Эта традиция - финальная в весеннем обрядовом цикле. Зарядившись песнями и позитивом, все идут в сельский клуб. Здесь гостям предстоит ознакомиться и с хлебосольными традициями.
К слову, в прошлом году была премьера фильма "Стрела" о столбунском обряде. Недавно его увидели в Крыму, Узбекистане и др.
Очень надеются в агрогородке, что так бережно сохраняемая ими традиция все же будет признана нематериальной историко-культурной ценностью. "Хочется верить, что благодаря детям, которые с удовольствием участвуют в обряде, наша традиция еще лет 20 проживет", - заключает Светлана Ивановна.
БЕЛТА,
фото Сергея ХОЛОДИЛИНА.-0-