У национальной киностудии "Беларусьфильм" - новый генеральный директор. Им стал Юрий Алексей, который до назначения на этот пост более 10 лет руководил "Гроднооблкиновидеопрокатом". Что мы знаем об этом человеке и как он видит будущее белорусского кино?
Журналисты сочли добрым знаком факт, что управлять главной киностудией страны будет выходец из Гродно. Во-первых, в городе над Неманом снималось немало известных картин, в том числе "В августе 44-го" и "Белые Росы". Во-вторых, именно здесь находится наш старейший действующий кинотеатр "Красная Звезда", где не только проводят кинопоказы, но и устраивают встречи с именитыми актерами и режиссерами. Интересным показалось и то, что руководитель "Беларусьфильма" родился 27 августа - в День советского кино, на лучших образцах которого многие росли и воспитывались.
- Принадлежу я к поколению, которое жило в стране, где кино оценивали прежде всего по художественной составляющей. Конечно, кассовые сборы, количество зрителей и творческие амбиции тоже были важны, но на первом месте стояла сверхзадача сделать картину, от которой ком к горлу подкатывает. И по сей день для меня одни из самых любимых - это советские киношедевры. Поэтому постараемся, основываясь на лучших традициях нашей легендарной киностудии, снимать в современных вариациях хорошие фильмы, которые бы трогали ум и сердце зрителя, - так обозначает курс главной киностудии страны новый руководитель.
В Гродно Юрий Алексей зарекомендовал себя как человек дела: отличный организатор, инициатор молодежного движения, крепкий хозяйственник. Талантливый руководитель обладает даром не только рождать креативные проекты, но и доводить их до логического завершения. Еще будучи первым секретарем областного комитета БРСМ загорелся идеей создания свободного пространства для молодежи, где можно интересно и культурно провести время. Решили модернизировать для этих целей неработавший тогда кинотеатр "Гродно". Проект был одобрен, руководство области помогло материально, и уже через год в городе открылся молодежный многопрофильный и многофункциональный центр.
Кстати, этот опыт пригодился автору задумки в "Гроднооблкиновидеопрокате". Практически во всех гродненских кинотеатрах теперь можно не только посмотреть фильм, но и посидеть в кафе, спеть в караоке-клубе, заняться спортом в тренажерных залах, поиграть в бильярд и мини-гольф, взять напрокат велосипед. Да и сами кинотеатры прошли полное техперевооружение: в них установили современное цифровое оборудование, систему 3D, и сейчас кинопоказы не запаздывают, как раньше, а стартуют одновременно с Москвой. Открыли даже собственное рекламное агентство, куда принимают лучших выпускников университета имени Янки Купалы. Закупили современное оборудование, и теперь ребята сами печатают рекламную продукцию, делают видеоролики.
- Главное, удалось структурировать бизнес. И когда в период пандемии, а затем и в связи с санкциями стало меньше кинопоказов, продолжали работать спортивные залы, фитнес-клуб, кафе, солярий, дискотека… Поскольку я не складывал яйца в одну корзину, то и предприятие оставалось на плаву, - уверен собеседник.
- Президент, назначая меня на высокий пост, поставил задачу снимать талантливые картины про современность, показывать судьбы людей и глубоко осмысливать созидательный путь, который прошло наше государство за годы независимости, - говорит Юрий Алексей. - Знаю, что делать и с чего начать, но прежде я хочу посоветоваться с коллегами - Маратом Марковым (председатель правления канала ОНТ. - Прим. авт.), Иваном Эйсмонтом (глава Белтелерадиокомпании. - Прим. авт.). Мы с ними одного возраста и миропонимания, не раз пересекались в работе по разным проектам. Думаю, что сможем вместе обсудить темы как содержания создаваемого продукта, так и коммерческих результатов его проката. Они профессионалы, проработали уже многие вопросы и могут поделиться опытом. Тем более в планах "Беларусьфильма" - съемки сериалов, которые будут демонстрироваться на главных телеканалах. Зритель ждет, чтобы на экранах появились настоящие люди, их реальные достижения и проблемы, которыми живут. Сегодня остро ощущается дефицит негламурных человеческих историй. Для меня предстоящие переговоры очень важны, чтобы получить ценные советы и избежать многих ошибок.
- Мне всегда хотелось попробовать себя в экономике, на небольшом непроцветающем предприятии. Прийти туда, где уже все сделано, - неинтересно. Там уже достигнут определенный уровень, и мало что можно улучшить. Это как в спорте: чтобы поднять 120 килограммов, надо начинать с 50 и идти вверх, - признался Юрий Алексей в одном из интервью.
Эти слова были адресованы областному видеопрокату, хотя кажется, будто они сказаны о его нынешнем жизненном этапе.
- С системой кинематографии и сопровождающих ее отраслей, особенно сферы кинопроката, я хорошо знаком. Безусловно, теперь придется более плотно заняться еще и кинопроизводством - глубже вникать в художественно-творческий процесс, технику и технологии создания фильма, организацию производства, - рассуждает новый гендиректор. - На рабочем месте нахожусь пока меньше недели. Знакомлюсь с коллективом, изучаю компетенции кадров, обхожу это огромное хозяйство, стараюсь побыстрее вникнуть во все процессы.
Представляя коллективу нового руководителя, министр культуры Анатолий Маркевич отметил, что киностудия должна "эффективно внедрять стратегию культурного импортозамещения в кинематографии". Сформулирована задача снимать фильмы, которые будут востребованы зрителем и направлены на патриотическое воспитание.
- Во все времена во всех странах кино имело не только развлекательный характер, но и воспитательный. Сейчас нужно сделать упор на детские и молодежные фильмы, где герои - честные, порядочные и трудолюбивые люди. Считаю, что "Беларусьфильм" - это государственный инструмент в патриотическом воспитании, - говорит Юрий Алексей. - За нас эту функцию пока выполняют телеканалы. Даже часть кинодокументалистики стала их вотчиной. Буквально месяц назад мы купили у "Белтелерадиокомпании" порядка 30 хронико-документальных фильмов: про события 1920 года, о попытке автокефального раскола в стране, о Хатынском мемориале и судьбах людей, которым чудом удалось избежать огненной смерти. Все эти ленты успешно прошли в гродненском прокате. Но и я хочу внести свою лепту, дополнив контент телеканалов. Ведь в нашем распоряжении такой серьезный ресурс, как студия документальных фильмов "Летопись".
Вспомнил новый руководитель и о том, что во всем мире хорошо знают белорусскую анимацию, которая не так давно отметила 50-летие. Ее возможности, на взгляд Юрия Алексея, далеко не исчерпаны.
- Почему бы не создать на "Беларусьфильме" серию патриотических мультфильмов, где в игровой форме будет рассказываться дошкольникам о гимне, флаге, гербе Беларуси? Кто бы что ни говорил, но кино - это в первую очередь идеология. Оно снимается не для того, чтобы развлекать, а для того, чтобы транслировать определенные взгляды и идеи зрителям, - уверен новый руководитель. - Зачастую мы не задумывается о влиянии и посыле тех картин, которые демонстрируются в кинозалах и на телеэкранах. Но перед работающими на госкиностудии постоянно должны всплывать вопросы: какую идеологию продвигает тот или иной фильм, какие ценности и модели поведения он показывает в качестве нормы? Чему учит? Как это отразится на обществе?
Стратегическими планами "Беларусьфильма" генеральный директор делится очень осторожно. Нужно время на то, чтобы провести тщательный анализ и погрузиться в дела компании.
- В следующем году мы будем отмечать 100-летие белорусского кино и нашей национальной киностудии. Безусловно, эти эпохальные даты хотелось бы отпраздновать достойно. Постараюсь приложить все силы, чтобы белорусское кино стало таким же брендом, как и десятилетия тому назад, - резюмирует Юрий Алексей.
Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней".-0-