Слава о человеке-оркестре, который мастерит белорусские (и не только) народные музыкальные инструменты из дерева, Марьяне Скромблевиче разошлась давно и далеко за пределы Гродненской области, да и Беларуси. Родом мастер из агрогородка Одельск, что в Гродненском районе, и творит уже более 30 лет. В 2021 году Марьян Скромблевич был удостоен исключительной награды. Премию "За духовное возрождение", а именно за значительный личный вклад в возрождение традиций изготовления музыкальных инструментов, Марьяну Скромблевичу в торжественной обстановке вручал Президент Беларуси. А в конце июня этого года - еще одна приятная новость: Александр Лукашенко подписал указ о том, что мастер народных художественных ремесел Одельского центра культуры и народного творчества Марьян Скромблевич удостоен ордена Франциска Скорины. Корреспонденты БЕЛТА пообщались с мастером и погрузились в мир белорусских народных музыкальных инструментов.
Радушно и приветливо встречает нас Марьян Антонович Скромблевич у Одельского центра культуры. Не единожды мы встречались с мастером, поводов было достаточно, но даже сейчас, заходя в музейные комнаты, глаза разбегаются от изобилия экспонатов. "Такой вот у меня склад характера: не могу повторяться. Все время хожу и придумываю что-то", - говорит он.
"Делаю все понемногу. Вот, например, дудук армянский делаю без конца, подбираю, думаю, как лучше сделать. Я его в руках не держал ни разу, но пробую. Пока играть не хочет", - рассказывает мастер. Но и это дает ему стимул для развития и творчества. "Задумок у меня много, не знаю, все ли получится сделать", - добавляет он. Это притом, что на счету мастера сотни музыкальных инструментов. В коллекции - дудка из индонезийского бамбука, играющее яйцо (единственное в своем роде), охотничьи свистульки и жалейки, которые воспроизводят голоса животных. Например, рубель в исполнении Марьяна Скромблевича досконально передает кваканье лягушек. "Во сне ко мне пришла идея сделать на дудочке двойной разрез. Я сделал. Как-то вышел во двор с дудочкой и заметил, как на ее звуки гуси реагируют. Я быстрее играю - они в ответ, я замедляюсь - они успокаиваются", - делится мастер.
Со знанием и теплотой рассказывает Марьян Скромблевич о материале, из которого создает свои шедевры: "Каждое дерево особенное, у каждого свой тембр. Например, кедр - мягкое дерево, поэтому и дает такой волшебный звук и тембр, мне много этого дерева как-то привезли из самой Сибири". Особенные и те деревья, в которые ударила молния. "Есть легенда: если молния ударяет в дерево, то оно как будто святым становится. Я из такого ясеня сделал инструмент. И вот что получается: на солнце он звучит просто прекрасно, как только тучи - стонет, душится и не может выдавить звук. Вот такое волшебное дерево", - рассказал умелец.
А, например, для хроматической флейты Марьян Скромблевич искал камыши высотой не менее 4 метров. Что касается дудочек, то тут мастер тоже придумал свой подход. "В свое время решил собрать разные дудки вместе. Получилось 10 тональностей. Только играть приноровиться нужно ", - поделился он.
Перебирая горы инструментов, внимание останавливается на окаринах. Их в коллекции Марьяна Скромблевича много. Фишка в том, что делает он их на свой манер - не из глины, а из дерева. "Вот эту окарину сделал из черемухи. И звук ее как будто из нутра идет, - говорит Марьян Скромблевич. - А вот для этого рога я сам выращивал липу, крутил на дереве, завязывал. Около 8 лет ушло. После спилил, разрезал, выдолбил внутренность и склеил. Получился такой рог. Но на нем нужно играть из живота, тогда получается своеобразный шаманский звук".
Много времени ушло у творца на создание белорусской жалейки. "Долго с ней возился, перебрал все материалы, но получилось сделать только из натурального рога", - делится Марьян Скромблевич. Звучит она резко и громко. Играют на жалейке и сольно, и в ансамбле со скрипкой, цимбалами, гармошкой. Исполнялись на жалейке песенные и танцевальные мелодии, свадебные марши. Были и печальные пастушьи мелодии.
Но только на духовых инструментах музыкальная душа Марьяна Скромблевича не остановилась. А началось все со случайно попавшей к нему в руки гармошки. "Эта гармошка с 50-го года, она была заброшена на чердак. Потом мне принесли. Когда я ее в руки брал, то она вся шипела. Причину нашел, разобрался: в ней резонаторы деревянные были, на них наклеенные голоса. Я же в резонаторы вклеил пластинки, резал конические, ставил наверх голоса. Так свой придумал тембр", - рассказал мастер. Дело это нелегкое и совсем непростое: на настройку другой, тоже старинной, гармошки у Марьяна Скромблевича ушло полгода. Мастер тут же демонстрирует возможности инструментов. Перебирая гармошки одну за другой, мелодии сменяют друг друга и показывают свой богатый мир, восстановленный благодаря навыкам народного умельца. К слову, играть Марьян Скромблевич начал с раннего детства. Уже в 12 лет он сыграл на первой свадьбе.
Говоря об очередной заслуженной награде, Марьян Скромблевич скромно говорит: "Каждый раз, когда приходит такая новость, то кажется, что как будто не про меня. Кажется, будто не достоин я наград. Не такой у меня характер. Но всегда приятно, когда оценивают мой труд". Вспоминая прошлое награждение, а речь идет о премии "За духовное возрождение", которую он получал из рук Президента Беларуси Александра Лукашенко, мастер говорит, что церемония была запоминающейся. "Энергию Президент распространяет добродушную. Тогда пожал мне крепко руку и сказал спасибо за инструменты, которые я делаю. Я же поблагодарил его за то, что не забывают старика", - поделился Марьян Скромблевич.
Обо всех инструментах Марьян Скромблевич может рассказывать долго и с интересом. Немудрено, в каждый вложены душа и силы. "На этой играешь - как будто утро и восход солнца. Тепло от звука исходит. Вообще, красиво ведь то, что природу напоминает, близко к ней, тогда и отзывается", - делится мастер. Он говорит, что в своей работе, которая стала делом жизни, старается отразить особенности Гродненского региона: "Ведь каждый регион, даже наши белорусские области, отличаются. Например, манерой речи, звучанием. Так и с музыкальными инструментами. Вот мне и хочется отразить наш колорит, нашу принеманскую мелодичность".
Катерина БЕНАДЫСЮК,
Фото Леонида ЩЕГЛОВА,
БЕЛТА.-0-