Интерес к истории и желание сохранить традиции предков очень важны для современников. Одно из ярких мест, где можно узнать больше о жизни предыдущих поколений, - Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта в д.Озерцо, который часто проводит мероприятия, приуроченные к праздникам из народного календаря. Именно там прошел праздник, посвященный Юрьеву дню (отмечается 6 мая). Корреспонденты БЕЛТА побеседовали с его организаторами и гостями.
Заведующая культурно-образовательным отделом Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта Яна Потапенко рассказала, что в программе - представление обряда выгона коней на поле и обряда традиционного обхода дворов, игры пастухов, юрьевские песни, а также мастер-классы по созданию "коника", вытинанке и рисованию по стеклу.
"В те времена хозяин клал на поле хлеб, чтобы понять, какой его в этом году ждет урожай. Если нива была выше хлеба, это означало, что урожай будет хороший, если нива оказывалась совсем невысокая и только начинала прорастать, это означало, что урожай будет не очень щедрым. Чтобы "замкнуть пасти хищным животным", домашней скотине подкладывали замок. Чтобы домашние животные хорошо ели и у них были круглые бока, катали по их бокам пасхальные яйца. Могли также обходить лошадей с веревкой, чтобы защитить от змея. Кроме того, в поле готовили традиционную яичницу для пастухов, проводили танцы и игры", - добавила Яна Потапенко.
По словам сотрудников музея, традиционный обход дворов (представлен обряд из Дятловского района Гродненской области) связан с тем, что в Юрьев день нужно было посетить каждого Юрия. В Дятловском районе также существовал обряд посещения молодухи, которая только вышла замуж. Пришедшим к ней девушкам она выносила в подарок пояс, его разрезали для каждой, чтобы взять у молодухи немного счастья и тоже выйти замуж. Нужно было также подготовить подарок пастуху, посетить поле и благословить его вербой, провести обряды, чтобы уберечь скотину от сглазов и болезней.
Конечно, перед тем, как выводить лошадей на поле, нужно было защитить их копыта от повреждений, ведь иначе лошади начинали хромать или отказывались становиться на больную ногу. Сотрудники музея заметили, что кузнечное дело на территории Беларуси появилось еще в начале железного века. Для ковки использовали руду, которую находили на болоте или в поймах рек. Ее выплавляли при помощи печи-домницы, а после изготавливали разные инструменты и инвентарь. Но кричное железо - материал плохого качества, поэтому с появлением привозного сырья оно исчезло из обихода кузнецов.
Обычно кузнецу помогали несколько человек из числа подмастерий. Кузнец всегда работал маленьким молотком и только указывал, куда нужно ударить, а подмастерье работал молотком побольше. Профессия кузнеца пользовалась популярностью, потому что была одним из самых доходных ремесел. К кузнецам обращались бондари, столяры и другие люди, ведь железные предметы были необходимы каждому крестьянину.
Но если за обрядами гости праздника, который проводили в музее, наблюдали со стороны, то во время мастер-классов сами пробовали создать соломенные игрушки коней, делать вытинанку из бумаги и рисовать картинки на стекле. "Традиция рисования по стеклу помогала украшать интерьеры домов, ведь раньше у людей не было столько доступных предметов интерьера. Такие украшения покупались на ярмарках у мастеров этого дела. И сегодня в Беларуси есть мастера, которые возродили это занятие, поэтому в различных домах и центрах народного творчества можно увидеть работы такой тематики. В фондах нашего музея также есть большая коллекция рисунков на стекле, привезенная из разных регионов Беларуси", - пояснила Яна Потапенко.
Большинство гостей праздника пришли на него не одни, а с друзьями, семьей. Например, Екатерина Семенова приехала вместе с двумя дочерьми. "Мы из Минска, иногда бываем здесь, потому что в музее проходят очень интересные и красочные мероприятия, которые помогают узнать многое из истории нашего народа. Мы поучаствовали в мастер-классах, сделали вытинанку в виде пасхальных яиц, познакомились с росписью по стеклу, а сейчас наблюдаем за древним белорусским обрядом. Я считаю, что очень важно просвещать и взрослых, и подрастающее поколение, ведь все должны знать свою историю", - поделилась Екатерина Семенова своими впечатлениями от праздника.
Валентина Жукова приехала большой семьей: она, три внука и их родители. "Мы сами из Витебска и никогда не были в этом музее, хотя он уже давно существует. Я люблю путешествовать, была во Львове и Кижах, но даже не знала, что у нас в Беларуси есть такое замечательное место. Выросла в городе, но рядом с деревней, поэтому мы были знакомы с деревенской культурой и видели старую утварь, а наши дети и внуки уже с этим незнакомы", - сказала Валентина Жукова. Она выразила уверенность, что, если больше внимания уделять традициям предков, то и в настоящем будет происходить больше хороших событий, очень важно, чтобы связь поколений не прерывалась.
Валерия ГАВРУКОВИЧ,
БЕЛТА.-0-