Минжилкомхоз представил новый проект постановления №324, который регламентирует порядок проведения и финансирования капремонта. Пока продолжается общественное обсуждение документа, корреспондент "7 дней" изучил удачный и не очень опыт капремонта схожих домов, а также узнал, чего от постановления ждут жильцы и подрядные организации.
Минск, улица Надеждинская, 7/1. Фасад пятиэтажной хрущевки играет свежими яркими красками, входные группы - как новенькие. В доме проведены работы по кровле, отремонтированы панельные стыки с последующей покраской всего дома и балконные ограждения. В квартирах заменили газовые, водоснабжающие коммуникации. В подъезде появились новые окна, освещение, электрощитки, частичная окраска в местах повреждений после прохождения инженерных коммуникаций. Кроме прочего пятиэтажка получила отремонтированные входные группы и тамбурные двери, а также новые коммуникации в подвале. Утепления не потребовалось.
- В сроки уложились, - отмечает главный инженер КУП "Жилищное коммунальное хозяйство Ленинского района г. Минска" Виктор Муравицкий. - На все работы, включая подготовку стройплощадки, непосредственно ремонт и сдачу, ушло всего четыре месяца. Это стало возможно благодаря практически абсолютному взаимопониманию между жителями и подрядчиком. Конечно, некоторые из них хотели большего, чем можем дать по закону. Стараемся решить вопросы с учетом пожелания жильцов.
Иногда срок капремонта может увеличиться по объективным причинам.
- Но от этого страдают все, в первую очередь жильцы, для которых неудобства растягиваются во времени. Срывать сроки невыгодно и подрядчикам, ведь они закупают материалы, оплачивают труд рабочих. Образно говоря, зачем кушать бутерброд по частям, если его можно съесть за один присест, - проводит аналогию главный инженер.
Жильцы говорят, что работы по капремонту и заказчик, и подрядчик провели практически образцово.
- Мы даже удивились. Вообще, реновации очень ждали. Наш дом оставался одним из последних, где ее еще не провели, - признается жительница дома Ольга Борисовна.
Несмотря на то, что большинство работ выпало на зиму, это практически никак не повлияло на повседневный быт.
- Наверное, нам повезло. Еще до начала капремонта провели собрание, представили его план и дали высказаться жителям. Практически все наши пожелания учли. Разве что на фасаде подъезда, на наш взгляд, не хватает освещения. Но коммунальщики обещают, что вопрос решится в ближайшее время.
Евгений Стефанович предлагает журналистам оценить качество ремонта непосредственно внутри дома:
- Убедитесь сами: все просто, но при этом аккуратно. Заменены окна, почтовые ящики, двери в подвал. Да и сам подпол "подмарафетили". Теперь там нет ставшего привычным за долгие годы запаха сырости и пара. Можно спокойно хранить закатки, - улыбается мужчина.
Еще одна жительница пятиэтажки - Тамара Ивановна - отмечает ответственность подрядчика:
- Руководитель организации лично приезжал и решал все спорные моменты. Это правильно. Получилось очень хорошо.
Говоря об общественном обсуждении постановления по капремонтам, Ольга Борисовна высказывает пожелание:
- Тепловую модернизацию в программу капремонта включить, скорее всего, не получится. Однако некоторые вещи, вроде наружного освещения, полного ремонта подъездов или замены некоторых агрегатов, добавить стоило бы.
Именно от подрядчика во многом зависят сроки выполнения капремонта. Как правило, на его представителей (читай, строителей) жильцы обрушивают праведный гнев в случае непредвиденных обстоятельств.
- Трудности могут возникнуть при желании жильцов что-то изменить в проектной документации, - рассказывает исполняющий обязанности директора подрядной организации, выполнявшей ремонт дома на Надеждинской, Виталий Конопацкий. - Мы же руководствуемся постановлением №324. И выше него "прыгнуть" не можем. Например, иногда жильцы просят положить плитку на лестничных маршах. Но это не предусмотрено постановлением, так как эти работы относятся к понятию ремонта подъезда.
- В результате небольшие конфликтные ситуации случаются. Стоит понимать: сколько квартир - столько мнений. Стараемся учесть пожелание каждого, - говорит Виталий Конопацкий.
Что касается сроков проведения отдельных работ, то, например, только на демонтаж/монтаж газового стояка без учета приемки и сдачи уходит около трех дней.
- Сроки зависят от предоставления доступа в квартиру, чтобы инспектор газоснабжающей организации смог проверить безопасность. В случае с этим домом все прошло практически идеально. Сделали даже раньше нормативного срока.
Говоря о водоснабжении, представитель фирмы отметил: замена этой коммуникации происходит стояками. На время жильцам подается резервный водопровод.
- На эти манипуляции уходит около трех-четырех дней. Опять же, при условии допуска наших специалистов во все квартиры, - еще раз уточняет Виталий Конопацкий.
Также руководитель организации порассуждал о возможных изменениях в постановление, инициированное Минжилкомхозом:
- Мнение нашей организации и мое лично заключается в том, что после проведения всех инженерных коммуникаций необходим ремонт подъезда. И, как мы убеждены, жильцы не должны за него платить.
В столице хватает и адресов, где капремонт затягивается на годы. Например, так произошло в одной из четырехэтажек по улице Харьковской.
- Наш дом, как и многие в округе, в капремонте нуждался давно, - говорит житель дома Алексей. - Поэтому появление рабочих мы восприняли с воодушевлением. Рассчитывали максимум на полгода неудобств.
В июне 2019-го состоялось общедомовое собрание, на котором приняли программу капремонта. Закончиться он должен был до конца того же года. По факту затянулся сверх срока почти на 12 месяцев.
- Еще в начале капитального ремонта во двор привезли вагончики для рабочих, - вспоминает местный житель. - Это обнадеживало. В итоге большую часть времени они пустовали. Проблема была в том, что каждый этап реновации - смену труб, покраску дома, газ - делали разные работники. Причем не торопясь: начали менять трубы, потом пауза, три месяца красили дом - пару месяцев перерыв.
Из положительных моментов молодой человек отмечает следующее:
- Покрасили дом, поменяли окна в подъезде и двери в тамбуре. Во дворе положили новый асфальт. Обшили балконы, оштукатурили внешние стены и потолок лоджии. Поменяли трубы в ванной, но при этом "разнесли" часть стены. При желании можно понаблюдать в щелочку за соседями. Недоделку обещали исправить, но забыли.
Однако главная проблема заключалась в газе. По нормативным документам при проведении капитального ремонта должны обязательно ставить счетчики голубого топлива - их в квартире не было.
- Дом у нас нетипичный - кухни у большинства объемом около 14 кубометров. По нормативам в кухнях до 15 "кубов" не могут стоять 4-конфорочные плиты. Наша - около 14,5 кубометра. Пришлось покупать новую плиту, на три конфорки. А найти ее - та еще задача. Плюс возникла необходимость поставить двери в кухню. Опять же, положено по нормативам, - отмечает молодой человек.
Эпопея с газом затянулась на три месяца. Все это время готовить пищу приходилось на электроплитке.
Также Алексей отмечает неаккуратность работ в подъезде. После их завершения в местах общего пользования появилась паутина проводов, хотя раньше они были аккуратно закреплены.
- Я обращался в 115, там ответили, что виноват оператор кабельного ТВ и интернета. Но провода "растрясли" при капремонте!
В целом капитальный ремонт - это хорошо. Однако в нашем случае было очень много нюансов. Я бы предложил, как в случае с тем же газом, как-то усовершенствовать законодательство. Ведь мы столько лет пользовались четырехконфорочной плитой - никаких проблем, - заключил житель дома.
Главный инженер КУП "Жилищное коммунальное хозяйство Ленинского района г. Минска" Виктор Муравицкий:
- Проведение капремонта регламентирует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 324. На основании документа разрабатывается проектно-сметная документация. В доме можно провести ремонт и замену внутридомовых инженерных систем, оборудования, крыши, фасадов, оконных и дверных проемов во вспомогательных помещениях, несущих конструктивных элементов и многое другое. А вот замена проводки, газовых плит, приборов учета, окон, а также ремонт лестничных клеток в программу капремонта не включены. Нет в перечне и тепловой модернизации.
Списки домов, которые требуют капремонта, эксплуатирующие организации подают в местные исполнительные комитеты. На основании этих списков составляются и утверждаются графики капремонта домов на ближайший год и программы на 5 лет.
Минжилкомхоз вынес на обсуждение проект постановления, регламентирующий порядок планирования, проведения и финансирования капитального ремонта. Оставить свои предложения по 10 апреля включительно можно, отсканировав QR-код.
Как правило, под капремонт подпадают дома возрастом около 40-50 лет. В этом году в Ленинском районе обновят 29 многоэтажек общей площадью 129 тыс. "квадратов", - уточняет главный инженер. Более подробно изучить перечень того, что подлежит ремонту и замене, можно, перейдя по QR-коду.
Кроме капитального ремонта существует понятие текущего. Он касается общего имущества жилого дома. Речь идет о частичном и/или полном восстановлении работоспособности его частей. Например, штукатурки или участков трубопроводов. При этом минимальный срок эксплуатации жилья не должен быть менее 3-5 лет.
В 2021 году в Беларуси капитально отремонтируют 3,5 млн кв.м жилья:
Брестская область - 360 тыс. кв.м
Витебская область - 490 тыс. кв.м
Гомельская область - 495 тыс. кв.м
Гродненская область - 365 тыс. кв.м
Минская область - 395 тыс. кв.м
Могилевская область - 395 тыс. кв.м
Минск - около 1 млн кв.м
Всего - около 3% от жилого фонда страны
(По данным Минжилкомхоза)
Александр НОВОХРОСТ,
газета 7 Дней.-0-