Запросы рынка постоянно меняются, а вслед за ними и техника. Сейчас во всем мире наблюдается тренд на экологичность. Промышленные предприятия все больше внимания уделяют зеленым технологиям, защите окружающей среды, экологически чистому производству. Белорусский автомобильный завод также не остался в стороне. Карьерная техника на газовом топливе, дизель-троллейвозы, самосвалы на аккумуляторных батареях - одни из последних инновационных разработок БЕЛАЗа в этой области. О новинках завода, их преимуществах, где такие разработки будут востребованы, а также о дальнейших планах предприятия корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель главного конструктора ОАО "БЕЛАЗ" Александр Насковец.
Белорусский автозавод работу над газификацией карьерной техники ведет по двум направлениям - газодизель и чистый газ.
В частности, недавно на заводе завершили сборку карьерного самосвала на газовом топливе "БЕЛАЗ-7540S" грузоподъемностью 30 т. "Самосвалы на газу позволяют значительно сокращать количество вредных выбросов в окружающую атмосферу и улучшать экологическую обстановку в местах эксплуатации такой техники. Также среди преимуществ - снижение стоимости перевозок полезных ископаемых, поскольку газовое топливо стоит дешевле, чем дизельное", - сказал Александр Насковец.
По его словам, на данный образец уже есть покупатель из России. "В Российской Федерации сейчас активно продвигается тренд на газификацию транспорта, в том числе и на уровне правительства. Например, в РФ введены дополнительные льготы на приобретение такой техники", - обратил внимание специалист.
Что касается газодизельного направления (часть дизельного топлива замещается газом), в линейке таких машин есть только одна модель - на 130 т. "В линейке же техники с газовым топливом представлены две модели, которые уже прошли испытания, - на 30 т и 45 т. В скором времени заканчивается сборка и подготовка к испытаниям самосвала на 90 т", - рассказал заместитель главного конструктора.
В планах предприятия сделать 130-тонный самосвал, который будет использовать чисто природный газ, а также самосвал на 220 т в газодизельном варианте исполнения.
Вместе с техникой на газовом топливе БЕЛАЗ готов поставлять и необходимое оборудование для ее эффективной работы, включая стационарные или мобильные заправочные станции.
В июне прошлого года на заводе презентовали опытный образец электросамосвала "БЕЛАЗ-7558Е" грузоподъемностью 90 т. Его максимальная скорость доходит до 64 км/ч. Полная мощность 15 литий-ионных аккумуляторных батарей составляет 675 кВт/ч. БЕЛАЗ одним из первых изготовил электросамосвал такого класса. Конкурентов у машины практически нет.
"Машина уже прошла полный цикл заводских испытаний. Сейчас мы дорабатываем систему по охлаждению аккумуляторных батарей, а также работаем над созданием быстрой зарядки, чтобы карьерный самосвал даже при такой грузоподъемности заряжался в течение 15-25 минут. Затем мы отправим образец в хозяйства для проведения производственных испытаний. Это будет либо РУПП "Гранит" в Микашевичах, либо какое-то хозяйство в Российской Федерации", - отметил Александр Насковец.
Время работы самосвала без подзарядки зависит от условий его использования, массы перевозимого груза, расстояния и уклонов дорог. В целом он может проработать от 2 до 8 часов без подзарядки. "Если машина будет ехать с грузом вниз, то зарядки хватит на 8 часов, если вверх - на 2 часа", - добавил он.
Среди преимуществ машины - снижение эксплуатационных расходов: отсутствуют затраты на дизельное топливо, сокращаются затраты на техобслуживание и увеличивается производительность. Стоимость перевозки тонны груза гораздо ниже, чем на традиционном дизельном транспорте. По предварительным оценкам, экономия при эксплуатации электросамосвала "БЕЛАЗ-7558Е" за 10 лет может составить от $1 млн до $3 млн в зависимости от разницы цены между дизельным топливом и электроэнергией. Кроме того, улучшается экологическая обстановка в местах эксплуатации такой техники.
Еще одно перспективное направление в использовании альтернативных источников энергии в карьерной технике - дизель-троллейвозы. В частности, в прошлом году на БЕЛАЗе открыли полигон для испытания такого вида транспорта и представили опытную модель техники.
В качестве карьерного самосвала для изготовления дизель-троллейвоза выбран флагман в семействе грузоподъемности 220 т - карьерный самосвал "БЕЛАЗ-75306". Он оснащен новой системой управления тяговым электроприводом, а также имеет ряд особенностей по сравнению с обычным исполнением. В частности, напряжение в троллейном режиме передается от контактной сети на тяговые электродвигатели самосвала, минуя генератор. Машина оборудована пантографами (токосъемниками), установлен дополнительный силовой шкаф с элементами системы защиты и диагностики с жидкостным охлаждением (совместная разработка ОАО "БЕЛАЗ" и ОДО "СТРИМ", Могилев), внедрены органы управления троллейным режимом, а также установлено адаптивное программное обеспечение.
"Дизель-троллейвоз мы создали под заказ, на Российскую Федерацию. Сейчас дорабатываем образец для того, чтобы провести повторные испытания, а затем передадим машину на эксплуатационные испытания в хозяйства", - сообщил заместитель главного конструктора.
Как отметил Александр Насковец, в дальнейшем на предприятии планируют создать электротроллейвоз, где вместо дизельного двигателя будут стоять аккумуляторные батареи. "Машина будет получать энергию от троллейной линии, а в местах загрузки-разгрузки будет использовать только аккумуляторы", - добавил специалист.
В целом применение карьерного транспорта такого класса является эффективным решением для горнотранспортных работ, так как увеличивает скорость движения самосвала на подъеме почти в два раза, что в свою очередь повышает производительность и наращивает объем перевозок. Попутно обеспечивается снижение расхода топлива, значительно сокращаются выбросы вредных веществ в окружающую среду и улучшается экологическая обстановка в карьере и прилегающих районах. Также переход на дизель-троллейвозы позволит применить дизельные двигатели меньшей мощности.
БЕЛТА.-0-