Раскопки на территории Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, которые отметились несколькими сенсационными находками, завершились буквально на днях. Однако еще не все исследователи покинули стены Спасо-Преображенского храма. Например, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Евгений Торшин продолжает исследовать объект, а именно, верхние ярусы внутри церкви, где продолжается реставрация фресковой живописи XII века. Он то и пояснил корреспонденту БЕЛТА, что привлекает ведущих специалистов к храму, построенному с благословения Евфросинии Полоцкой в древнейшем городе Беларуси. Работы здесь ведут Полоцкий госуниверситет совместно с Государственным Эрмитажем, в тесном контакте с представителями белорусской архитектурной реставрации, консультантами из Москвы и Санкт-Петербурга.
"Не бывает реставрации без тщательного и длительного изучения объекта. В этом году мы провели уже второй сезон архитектурно-археологических исследований Спасского храма, а первый этап был в 2015 году, - пояснил Евгений Торшин. - Все работы ведутся по заданию ОАО "Белреставрация", чтобы получить материалы, необходимые для разработки проекта реставрации. Если в 2015 году главная задача состояла в изучении фундамента храма, то сейчас мы занимаемся, так сказать, экстренными работами. Суть в том, что фасады храма были покрыты штукатуркой, которая содержала цемент, что не позволяло влаге испаряться. Вода попадала в кладку, поднималась выше, что создавало угрозу для фресок храма. Кроме того, соприкосновение с грунтом тоже опасно для древних конструкций, которые находятся сегодня ниже уровня земли. Поэтому главная задача этого сезона была в том, чтобы убрать землю от нижних частей стен и исследовать остатки галерей XII века, которые когда-то примыкали к южному, западному и северному фасадам храма. Подчеркну, что мы отчищаем от земли именно стены, не раскапывая фундамент. Он остается нетронутым, потому что главная цель - сохранить памятник".
Фрагменты галерей были обнаружены в 2015 году, а сейчас вдоль всего южного фасада был заложен раскоп большой площади (шириной почти 4 м), чтобы захватить максимально большое количество фрагментов древних кладок. Отдельные виды работ этого сезона были начаты еще в середине мая, археологические раскопки развернулись в середине июня. После завершения работ почти весь раскоп был засыпан обратно, за исключением нескольких небольших участков около стены храма.
"Там еще будут работать реставраторы, каменщики. Продолжатся исследовательские процедуры, не связанные с углублением грунта. Инженеры, конструкторы должны проанализировать то, что мы открыли, чтобы разработать оптимальный вариант дальнейших реставрационных мероприятий. К тому же вычинка стен ведется на основании рекомендаций белорусских и российских специалистов. У них есть опыт работы с древними памятниками и материалами. Методическое руководство работами осуществляет Сергей Лазаров, реставратор высшей категории, крупный и уважаемый специалист по архитектуре XII века. Именно поэтому его и пригласили сюда. К сожалению, на территории Беларуси сохранилось очень мало памятников XII века, из-за чего и недостаточно специалистов, которые могут работать с такими объектами. В России памятников больше и накоплен большой опыт исследований. Такой храм, как Спасо-Преображенская церковь, - это культурное сокровище, которое принадлежит и Беларуси, в первую очередь, и всему миру. Поэтому настоящие специалисты готовы отдавать свои знания и опыт, чтобы способствовать его реставрации и изучению. Так получилось, что этот храм долго не исследовался на должном уровне. На протяжении всего XX века тут бывали специалисты, есть немало научных публикаций. Но, как оказалось, они не отражают в полной мере сведений о внешнем облике храма. Многие детали были скрыты под штукатуркой, под землей. Только сейчас они находятся. И наши знания об этом объекте расширяются с каждым исследовательским сезоном", - отметил собеседник.
Впоследствии предполагается консервация и ремонт нижних частей существующего здания, устройство отмостки и гидроизоляции, которые не позволят воде проникать в древнюю кладку. Но сначала необходимо выяснить, какие еще конструкции здесь находятся. Кроме галерей, например, археологи обнаружили спуск в подцерковье. Раньше о существовании этой конструкции, относящейся к XVIII веку, ничего не было известно.
Южная галерея тоже пока лишь первая, на очереди северная и западная, которые сулят новые открытия. "Мы еще не знаем, какой высоты они были, не видели следов примыкания к основным стенам храма, мало сведений о том, были ли они расписаны фресками и в каком объеме. В общем, много еще остается вопросов. В том числе и о той части храма, которая дошла до наших дней. Потому что мы не знали, что находилось под штукатуркой. У наших предшественников не было возможности провести тщательные обмеры наверху храма без специального оборудования. Мы пришли к заключению, что можно несколько изменить ту реконструкцию верхних частей здания, сводов, которая была растиражирована и уже стала для всех привычной. Общее представление о композиции постройки сохраняется, но форма завершений, видимо, была другой. Все это выявляют тщательные архитектурно-археологические обмеры, наблюдения, которые не несут разрушений. Наши выводы постоянно уточняются на основе поступающей новой информации", - сказал Евгений Торшин. И еще раз подчеркнул, что исследования должны сопровождать весь путь реставрационных работ и даже могут менять их график.
Первой важной находкой нынешнего сезона раскопок стала двухстороння свинцовая печать преподобной Евфросинии, которую обнаружили у южного фасада. Печати такого рода использовались для удостоверения документов: в специальные отверстия в грамоте или письме продевались шнурки, которые скреплялись, словно пломбой, кусочком свинца, на котором оставлялся оттиск со специальной матрицы. В данном случае на одной стороне печати изображен Христос "Пантократор", восседающий на престоле (почти полностью совпадает с изображением на фреске в Спасо-Преображенском храме Полоцкой обители), а на другой - изображение святой Евфросинии Александрийской, небесной покровительницы преподобной Евфросинии. На это указывает и сопроводительная надпись с именем Иефросинья по обеим сторонам изображения. "Все это позволяет нам с большой долей уверенности говорить, что это печать Евфросинии Полоцкой. Интересно то, что в 2015 году мы уже обнаруживали актовую печать преподобной. Она сейчас находится в Полоцком музее-заповеднике. Но на ней были немного другие изображения. Не исключено, что один человек мог пользоваться несколькими печатями, но почему так происходило, пока мы можем лишь выдвигать версии", - добавил Евгений Торшин.
Печать была найдена в открытой этим летом гробнице-аркосолии. Ее будут исследовать ученые разных специальностей. "Значимость ее не только в связи с именем преподобной, но и в том, что предмет XII века найден в очень хорошей сохранности. Это большая редкость", - заключил собеседник.
Однако вторая находка для участвующих в реставрации архитекторов даже более важна. Речь о фрагменте строительного чертежа, предположительно, рубежа XI-XII веков. "Этот небольшой фрагмент древнего кирпича - плинфы - был найден в шурфе (небольшом раскопе), который мы сделали в разведывательных целях на месте древнего храма-усыпальницы к востоку от Спасо-Преображенской церкви. На поверхности найденной плинфы виден элемент чертежа этого храма-усыпальницы, точнее - северо-восточный угол здания. Чертеж выполнен очень точно, пропорционально, отражает толщину стен и другие четко прорисованные детали - то есть явно со знанием дела. Возможно, рисунок сделал один из руководителей строительства с помощью тоненькой палочки (писала) еще на сырой глине, которая затем была обожжена. И это первый случай обнаружения подобного точного изображения, примера архитектурного творчества XII века на территории Древней Руси. Подобного никто прежде не видел. Самые ранние из известных на сегодня средневековых чертежей вообще относятся к концу XIII века. Хотя встречаются участки плинфы с изображением каких-то планов, другими рисунками построек, но такого точного еще не было. Поэтому находка важна для всей средневековой архитектуры Европы", - констатировал Евгений Торшин.
Место обнаружения артефакта и ранее многократно исследовалось археологами в XX веке, а находка была сделана лишь теперь. Это говорит о том, что жемчужина восточнославянской архитектуры все еще таит много неизведанного. Но вместе с развитием средств и методов исследований она приоткрывает свои секреты слой за слоем, подобно уникальному и сложному процессу снятия и консервации объектов масляной живописи XVIII-XIX веков в храме, нарисованных поверх древних фресок.
Екатерина КНЯЗЕВА,
БЕЛТА.-0-