Белорусский государственный педагогический университет - ведущий педуниверситет Беларуси. Своей задачей вуз ставит подготовку интеллектуальной элиты и реализует ее путем оптимального сочетания учебного процесса, научно-исследовательской деятельности и производственной практики. Руководство университета констатирует возросший интерес к профессии педагога среди поступающих. Об этом свидетельствуют взлетевшие в последние годы конкурсы и проходные баллы. Произошло это в том числе благодаря созданию в школах шесть лет назад профильных педагогических классов, их первые выпускники уже окончили педвузы и работают по специальности. По данным Министерства образования, в 2021/2022 учебном году функционирует 556 педагогических классов, в которых обучаются более 5 тыс. учащихся. Такие выпускники имеют возможность воспользоваться льготой для поступления на педагогическую специальность. Для этого в аттестате об окончании школы отметки должны быть не ниже 7-8 баллов, нужно получить рекомендацию педагогического совета и портфолио. И самое главное - быть готовым после окончания педвуза отработать на первом рабочем месте в течение пяти лет. О том, сколько выпускников педклассов приходят поступать на педспециальности, чем они отличаются от обычных абитуриентов и что их ждет в дальнейшем, корреспонденту БЕЛТА рассказал ректор БГПУ Александр Жук.
"Мы видим, что в последние годы интерес к педагогической профессии серьезно вырос, об этом говорят проходные баллы. В прошлом году у нас, например, на семи специальностях проходной балл был выше 315 пунктов. Такого раньше никогда не было. Конкурс устойчивый - более двух человек на место, на некоторые специальности - 5-6. Мы рады, что каждый год к нам поступают более 200 медалистов, то есть четверть набора, а также выпускники колледжей - обладатели дипломов с отличием. И педклассовцев в последние годы у нас более 220-230 человек поступает, что тоже 25% набора. Мы ждем этих ребят. Они очень хорошо подготовлены, обладают самыми важными качествами - любят детей и свою будущую профессию. Ведь у них была возможность в течение двух лет примерить эту профессию на себя, узнать, каким требованиям должен соответствовать педагог, и посмотреть, обладают ли они такими качествами", - рассказал ректор.
По словам Александра Жука, в этом году вуз ожидает еще большее количество выпускников педагогических классов. Все потому, что с этого года сняты ограничения на подачу документов на целевую подготовку. "Мы уже чувствуем, что из Минска у нас будет гораздо большее число желающих поступить на педагогические специальности. Мы проводим мониторинг закрепления наших выпускников на первом рабочем месте, узнаем у них, с какими трудностями сталкивались, насколько они успешно адаптировались. Мы также проводим опрос и работодателей. Большинство из опрашиваемых говорят о том, что обучение в педклассах позволило им лучше освоить профессию и более эффективно адаптироваться на первом году работы. Это очень важно, когда молодой специалист приходит на первое рабочее место и знает, что и как надо делать. У выпускников педклассов это хорошо получается, и по их собственному мнению, и по мнению работодателей. Поэтому мы считаем, что система, созданная в Беларуси, уникальна, имеется в виду система допрофильной подготовки будущих педагогов, профориентации на эту специальность, система государственной поддержки, которая предоставляет льготы по поступлению. Мы видим, что наши студенты из числа выпускников педклассов учатся почти как медалисты, лучше, чем другие студенты, у них более высокие баллы. Поэтому система работает, и наш опыт сегодня изучают в странах СНГ и даже в странах дальнего зарубежья", - отметил он.
Выпускники педагогических классов зачисляются на педспециальности без вступительных испытаний по результатам собеседования. О том, как проходят эти собеседования, рассказала начальник центра развития педагогического образования БГПУ Александра Позняк: "На собеседование приходят выпускники педагогических классов, которые решили воспользоваться льготой, которую им предоставило государство. Она закреплена в правилах приема. Эти ребята могут без прохождения централизованного тестирования претендовать на зачисление на 31 педагогическую специальность (перечень утвержден Министерством образования) в том случае, если они два года проучились в педагогическом классе, освоили факультатив "Введение в педагогическую профессию", а это 140 часов пропедевтических знаний по педагогике и психологии. Ребята должны иметь рекомендацию педагогического совета, заверенную в управлении образования. И главное - в аттестате у поступающих должны быть все семерки, а по профильным предметам той специальности, на которую они поступают, не ниже восьми баллов. В этом случае они приходят к нам на собеседование - это первые три дня приемной кампании, с собой они приносят портфолио. Абитуриенты вытягивают билет, в нем вопросы, которые составлены по содержанию школьного факультатива. Отталкиваясь от этих вопросов, комиссия беседует с ребятами. Это собеседование, не экзамен. Нам очень важно увидеть мотивационную составляющую, познакомиться с теми ребятами, которые внутренне мотивированы на выбор педагогической профессии".
Руководство вуза уверено, что педагогические классы - базовая ступень вхождения в педагогическую профессию. "Педклассы действительно очень помогают. Собеседование нас всегда вдохновляет потому, что, вы сами видите, с какими толстыми портфолио к нам приходят абитуриенты. Ведь будущие педагоги пробуют себя уже в старших классах. У нас были случаи, когда наши практиканты из университета приходили в школу, где есть педклассы, учащиеся которых помогали им провести свои первые уроки. Педклассовцы проявляют себя как лидеры и активисты уже в школе. Они и в БРСМ, и в волонтерских отрядах, и спортом успевают заниматься, и творческие очень. А школьный факультатив дает им представление о том, какую профессию они выбирают, в чем ее особенность. Кроме того, для нас очень важно, если на этом этапе человек определяется, что профессия педагога не для него, это тоже результат профильной работы - в школу не придет случайный человек", - подчеркнула Александра Позняк.
Эльмира Скриган окончила Грескую среднюю школу Слуцкого района. Последние два года она училась в педагогическом классе. Девушка призналась, что профессию педагога выбрала еще в восьмом классе. "Я хотела поступать в БГПУ уже давно, поэтому пошла в педкласс. Я буду продолжать семейную династию. Моя мама - педагог-дефектолог, тетя тоже работает в школе, она филолог, писательница. Бабушка, дедушка и их родители тоже педагоги. У меня с детства был пример перед глазами, поэтому никакого другого представления о своей профессии даже не было. Я выбрала олигофренопедагогику. Хорошая профессия - помогать детям с умственной отсталостью развиваться в обществе. Это сейчас востребовано", - поделилась абитуриентка.
После окончания вуза Эльмира хочет попасть по распределению в школу или в коррекционный центр. Все шансы для этого есть. Средний балл аттестата у абитуриентки 9,2, имеется внушительное портфолио. Осталось пройти собеседование - и добро пожаловать в студенческую жизнь. "Идея создания педклассов хорошая. К моменту поступления у нас уже есть практика работы с детьми, начальные знания по психологии и педагогике. Во время учебы в педклассе мы ездили в БГПУ на различные тематические декады. Все это помогает подросткам определиться со своей будущей профессией. Особенно это важно для будущих учителей, ведь школа - это не место для случайных людей", - уверена девушка.
По словам ректора БГПУ Александра Жука, среди поступающих традиционно востребованы специальности Института инклюзивного образования, связанные со специальным образованием детей с особенностями, психологические специальности, высокий конкурс на факультете физического воспитания, в последние годы возрос интерес к психолого-педагогической помощи, социальной работе. "Мы проводим информационную работу среди представителей молодежи и их родителей, говорим о том, что профессия педагога очень престижна и важна для будущего страны. Сегодня государство много делает для поддержки педагогов. В первую очередь повышение заработной платы - к концу пятилетки зарплата педагога должна быть выше, чем у представителей других профессий. Международный опыт показывает, что, если учителя получают не меньше, чем средняя зарплата по региону, то они остаются в профессии. Мы видим, что в последние годы закрепляемость наших выпускников в учреждениях образования составляет 80-90%. Сегодня и родители, и молодежь понимают, что профессия педагога востребована, необходима. Во-вторых, это стабильная заработная плата. Кроме того, хорошие условия работы, двухмесячный летний отпуск и целый ряд других льгот. Начало приема документов в вуз говорит о том, что интерес к педагогической профессии у нас растет, и не только среди девушек, но и среди юношей", - заключил ректор.