Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Платных парковочных мест в Минске к 2020 году станет в десять раз больше

Комментарии 11.01.2018 | 21:37

О платных парковках в Минске задумались несколько лет назад. Автомобиль перестал быть роскошью и сегодня есть практически в каждой семье. А отсюда проблемы - возросший трафик, пробки и нехватка парковочных мест. Корреспонденты БЕЛТА узнали, как город планирует решать транспортный вопрос, куда направляются собранные за платную стоянку средства и какие технологии контроля применяются.

Как действует система

В столице сеть платных парковок развивается постепенно, операторами выступают госучреждение "Парковки столицы" и Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС). Таких площадок в городе насчитывается 39 на 2,5 тыс. машиномест, плата в основном составляет Br1 в час. Абонемент на месяц обойдется для легкового авто в Br35. Дороже (Br5 за час) остановиться на территории Верхнего города в границах пл. Свободы - ул. М.Богдановича - ул. Интернациональной - ул. Торговой. По Br2 нужно заплатить за парковку по пр. Независимости в районе домов №49 и №47, на участках ул. Интернациональная, Революционная, Комсомольская, Немига. В платную зону также вошли ул. В.Хоружей, Мясникова, Гикало, Золотая Горка, Ленинградская, Бобруйская, Кирова, Свердлова, Куйбышева, Кульман, Мельникайте и др.

"Пока нововведение коснулось в основном районов Привокзальной площади, Комаровского рынка, ЦУМа, исторического центра. Постепенно участков уличной дорожной сети, выделенных на интерактивной карте парковок красным цветом, становится все больше. Проводится своего рода лабораторная работа, испытываются различные технологии. Одни методы работают лучше, другие хуже", - отметил председатель БАЭС Юрий Важник.

В основном машиноместа платные только в будние дни с 8.00 до 20.00, водитель обязан с момента начала стоянки произвести расчет - расплатиться наличными или банковской картой, при помощи SMS или USSD-запроса с цифрами госномера на единый короткий номер 204, мобильного приложения, ЕРИП. На некоторых площадках оборудованы автоматизированные кассы, паркоматы. Тариф и режим работы платной парковки указаны на информационных стендах. Карточку парковки на 20 или 60 минут, которая размещается под лобовым стеклом, можно купить в киосках "Минсктранс", "Белсоюзпечать". В ней указывается актуальная дата и время.

Контролирует оплату инспектор парковки в форменном жилете желтого цвета с соответствующей эмблемой. У него должен быть бейдж и документ, подтверждающий полномочия. При несоблюдении правил стоянки инспектор с помощью планшета фиксирует нарушения, выдает предупреждение, помещая его под щетки лобового стекла авто. Материалы передаются в Госавтоинспекцию как доказательство административного правонарушения. Штраф составляет одну базовую величину, в качестве предупреждения инспектор может предложить внести плату в 0,5 базовой величины до конца этого же дня с использованием банковской системы ЕРИП (1 БВ сейчас составляет Br24,5). Наличие зафиксированных фактов нарушения правил стоянки можно проверить на сайте сервиса рarkouka.by. При неоплате за парковку Мингорисполком вправе обратиться с исковым заявлением в суд, при нарушении правил стоянки может быть применена принудительная эвакуация транспортного средства.

Какие ожидаются изменения

Планируется, что к 2020 году число платных парковочных мест увеличится до 25 тыс., система распространится на всю территорию в границах 2-го транспортного кольца. В районе ул. Воронянского - Чкалова - Авакяна тестируется новая технология контроля с возможностью считывания автомобильного номера. Видеокамеры установлены как на самой парковке, так и всех въездах в прилегающие дворы. Оборудование будет фиксировать момент, когда машина приехала и уехала, позволит легко выявить нарушителей и привлечь к ответственности.

"Пока система эксплуатируется в тестовом режиме, проводится информирование жильцов прилегающих дворов о новшествах, - рассказал директор ГУ "Парковки столицы" Олег Лещинский. - Формируется электронная база данных о владельцах транспортных средств, проживающих в зоне действия платной парковки. Списки планируется согласовать с администрацией района до 29 января. Пока не убедимся, что система работает в нужном ключе, нет сбоев, парковка в полном объеме функционировать не будет".

Новая система, построенная на интернет-технологиях, станет одним из элементов управления транспортным комплексом в период проведения II Европейских игр. Специалисты смогут дистанционно наблюдать за ситуацией на парковках и в прилегающих дворах.

Что это даст

Зачем нужно менять устоявшуюся систему, ведь много лет город обходился без платных парковок? Куда будут направляться полученные средства? Эти вопросы нередко возникают у автомобилистов. Координаторы проекта подчеркивают: главная цель - не собрать деньги, а предложить инструмент экономического регулирования. Часто автомобиль долгое время занимает востребованное машиноместо, которым не может воспользоваться другой водитель, приехавший всего на пару часов.

"Это не просто слова. Так, примерно на 20% удалось разгрузить участки улично-дорожной сети в районе ЦУМа и вокзала, и сейчас, думаю, любой скажет, что ситуация изменилась. Появились свободные места, повысилась доступность. Раньше водитель мог оставить машину на несколько суток и уехать, к примеру, в Москву. В день в среднем оборачиваемость автомобилей в районе Привокзальной площади составляла около 2 тыс., теперь - 3 тыс., в полтора раза больше", - сказал Юрий Важник.

Он подчеркнул, что перед тем, как объявить платную парковочную зону, специалисты в обязательном порядке анализируют показатели эффективности. Средства от взимания платы направляются на развитие транспортной инфраструктуры: на первом этапе предусмотрено финансирование работ по устройству парковок, установке знаков, нанесению разметки, затем деньги будут выделяться также на строительство велодорожек, мероприятия по повышению безопасности движения возле школ.

В деле создания парковок есть и свои подводные камни. Часто от таких решений страдают жильцы близлежащих домов, поскольку те, кто не готов платить за парковку, оставляют машины в близлежащих дворах.

"Этот фактор также учитывается. Чтобы система была устойчивой, в анализ включаются дворовые территории, детские сады, школы и другие объекты, на которые возможно негативное влияние. Внедряются технологические решения, позволяющие защитить жильцов. Набор технологий достаточно обширный - до десятка разных вариантов. В настоящее время применяется шесть базовых способов контроля. Большинство автовладельцев с пониманием относятся к требованиям и согласны их соблюдать, достаточно провести профилактическую беседу, напомнить правила парковки, а вот в борьбе с рецидивистами нужны более радикальные меры. Работаем с Госавтоинспекцией, чтобы привлечь к ответственности водителей за несоблюдение требований дорожных знаков. Несколько человек в прошлом году по решению суда оштрафованы", - рассказал Юрий Важник.

Зарубежный опыт

Минск находится в начале пути, которым идут многие европейские столицы, отдавая приоритет общественному транспорту и велосипедам. Идея платных парковочных зон не нова и нашла широкое распространение в мире. Жители могут выбирать: или оплачивать комфорт, передвигаясь на своих четырех колесах, или отказаться от них. Например, в Нью-Йорке гораздо дешевле ездить на такси. В ряде районов германской столицы выделены так называемые природоохранные зоны, куда въезд транспорта ограничен, возможен только с плакеткой Euro-4. На некоторых улицах стоянка разрешена лишь для местных жителей.

В Париже установлен 2-часовой лимит парковочного времени, на многих центральных улицах и главных транспортных магистралях стоянка вообще запрещена. Паркоматы не принимают монеты или купюры, расплатиться можно исключительно специальными картами Paris Carte, которые продаются в киосках. Взамен паркомат выдает парковочный талон, который следует разместить на видном месте под лобовым стеклом.

В Лондоне разработаны правила парковки, ограничивающие количество мест, где можно оставить автомобиль, а также длительность стоянки. За несоблюдение правил предусмотрены большие штрафы, на многих столичных улицах запрещено останавливаться в дневное время (с 9.30 до 18.30). Также на некоторых парковках имеются знаки, разрешающие остановку только жителям Лондона. Принятые меры привели к тому, что подавляющее большинство горожан предпочитают использовать иные виды транспорта или идти пешком. Размер оплаты за стоянку в столице определяется расположением желаемого места для остановки (в центре, на окраине, около популярных достопримечательностей). Даже на находящихся рядом проспектах стоимость парковки может существенно отличаться из-за популярности одного из них и невостребованности другого. Конкретные ставки устанавливаются муниципальными органами ежегодно.

Платные практически все парковки в центральной части столиц соседних с Беларусью государств - Варшавы, Вильнюса и Риги. Центр Вильнюса поделен на четыре зоны платной парковки, которые отличаются по цене и времени действия, Риги - на пять зон.

Согласно мониторингу, проведенному несколько лет назад аналитической группой офиса швейцарской оценочной компании Swiss Appraisal в России и СНГ, только в ЕС платные парковки есть в 28 странах Европы. В целом же рынок парковок в Европе стал формироваться с 1958 года, тогда у посольства США в Лондоне была создана первая организованная стоянка.

Надежда МАТВЕЕВА,

БЕЛТА.-0-

Все комментарии