Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Образование в 1990-х и сегодня. О развитии сферы и пути к школе-храму

Комментарии 02.09.2024 | 18:10
Сергей Мусиенко
"Назрела тема для серьезного разговора с вами - поколением, которому предстоит продолжить исторический путь Беларуси в меняющемся с бешеной скоростью мире", - заявил Президент на "Открытом микрофоне" в Витебском госуниверситете имени П.М. Машерова. Это мероприятие в очередной раз показало: Президент слово держит. Ведь всего несколько дней назад, на Республиканском педсовете, Александр Лукашенко сказал, что планирует посетить ряд региональных и столичных учебных заведений.

Глава государства на Республиканском педсовете спросил, стала ли школа храмом. Мне кажется, это важный вопрос в образовании. И для меня лично важно, как это реализовать. Здесь вспоминается ситуация, когда в 1994 году в своей предвыборной программе Александр Григорьевич сделал ключевым тезисом лозунг "Запустить заводы". В оппозиции, так называемом параллельном мире, изгалялись над ним как могли, красовались "всезнающие спецы", насмехались все кому не лень. А лозунг ушел в народ, вселил надежду. И заводы запустить удалось - кропотливой и вдумчивой работой. Сейчас аналогичная ситуация. Лукашенко видит на десятилетия вперед. Сделать дорогу к храму-школе - дело для всех нас.
"Отвести юных от пропасти"

Вспомним 31 августа 1996 года, когда в резиденции Президента в первый раз прошел Республиканский педсовет. Передать дух времени и стоявшие тогда перед отраслью образования задачи помогает краткий перечень заголовков тех лет, появившихся после мероприятия: "Отвести юных от пропасти", "У асяроддзі маладых людзей усё часчей гучыць пытанне: "Як жыць далей?", "Президент наступает на коррупцию в вузах", "Круговорот долгов в образовательной сфере", "Перекрыть "черные ходы" к высшему образованию", "Прэзідэнскі наступ на злачыннасць пры правядзенні ўступных экзаменаў у ВНУ Беларусі".
Многое из этого перечня, из тех проблем давно решено. Мы вышли как страна на более высокий уровень и работаем на развитие и образ будущего. Мы уже забыли о тех проблемах, которые сегодня одолевают даже могущественные государства. Например, США. В конце августа того же 1996 года президент США Билл Клинтон сказал: "Уровень преподавания в государственных школах таков, что очень часто их выпускники практически не умеют читать и писать". Исправить ситуацию, по мнению тогдашнего американского лидера, должны были помочь $2,75 млрд, которые он в рамках предвыборной кампании пообещал выделить на программу борьбы с неграмотностью. Выборы он выиграл, ситуация в образовании США до сих пор не улучшилась. Так совпало, что введение тотального тестирования в образовании стало началом деградации США как сверхдержавы.
По уровню образования Беларусь - в числе лидеров

Сегодня в системе образования Беларуси задействовано около 7 тыс. учреждений, на всех его уровнях обучается и воспитывается более 2,2 млн детей, учащихся, студентов и слушателей. Этот процесс обеспечивают более 422 тыс. сотрудников, в том числе порядка 219 тыс. педагогических работников. Отрасль образования является самой многочисленной в стране.
Согласно отчету ПРООН о человеческом развитии, по показателям в сфере образования Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран. По показателю "Ожидаемая продолжительность обучения" мы занимаем 27-е место среди 189 стран. По показателю "Средняя продолжительность обучения" - 10-е место. Уровень грамотности взрослого населения страны составляет 99,6%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения - 98%.
Председатель ЦИК Беларуси Игорь Карпенко, бывший министр образования, на педсовете компетентно сказал: "Образование - сложная, многоуровневая система, которая пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Не случайно Президент Беларуси уделяет столь пристальное внимание отрасли образования. Несомненно, система образования должна развиваться и совершенствоваться в интересах личности, общества, государства".
Позже на семинаре-совещании по развитию системы образования Игорь Карпенко (уже как председатель общественно-консультативного совета по вопросам образования при Министерстве образования) отметил: "Система образования соответствует всем требованиям, которые предъявляет к ней общество и государство". Он подчеркнул ряд аспектов, на которых стоит сконцентрировать внимание: качество образования, патриотическое воспитание, совершенствование работы социально-педагогической и психологической службы, укрепление дисциплины и порядка, работа с одаренными детьми и молодежью, профильное обучение, совершенствование механизма взаимодействия учреждений образования и заказчиков кадров.

Дошкольное образование - образец

Если охват детей 1-6 лет учреждениями дошкольного образования (УДО) в Беларуси в 1994 году составлял 58,5%, то в 2023 году - 88,5%. Мы уже учитываем обеспеченность УДО средствами обучения, сейчас в целом она составила 90,3%, а также обеспеченность надворным оборудованием (80%). Система дошкольного образования в Беларуси для многих стран мира - недосягаемый образец, эталон. В 2021-2024 годах введено в эксплуатацию 43 УДО на 8616 мест, проведено 8 реконструкций. Все годы независимости мы строим садики с бассейнами.
Однако "параллельный мир" с самого начала установления в нашей стране института президентства нудно навязывал свое видение. Вот заголовки статей середины 90-х: "Расколатае грамадства", "Новае "згубленае пакаленне?" Інкубатар "гома саветыкус", "Працяг беларускага эксперіменту".

Да, мы продолжаем белорусский эксперимент в образовании. Но на Республиканском педсовете Президент дал понять: "Существенных изменений, как я уже обещал, в системе образования больше не будет…Там, где нужна будет дошлифовка, мы это сделаем. Дошлифовка всегда нужна будет".

Профтех - предмет гордости

На одном из саммитов лидеров ЕАЭС прозвучала просьба к Владимиру Путину оказать помощь в подготовке квалифицированных рабочих. На что Путин ответил: "Вы знаете, у нас еще большая проблема. Если вам что-то и поможет, это только Беларусь. Они сохранили профессионально-техническое образование. А мы его после распада Советского Союза разрушили".

Лукашенко: мы ни в коем случае не должны уничтожить профтехобразование

"Главное, мы ни в коем случае не должны уничтожить профтехобразование", - предупредил глава белорусского государства. Иначе, по его словам, будут колоссальные проблемы.
Профтех за годы независимости стал одним из символов Беларуси. Профессионально-техническое (ПТО) и среднее специальное образование (ССО) - важнейший ресурс белорусского государства, один из главных механизмов экономического роста и реализации инноваций, символ модернизации страны. Это к словам Президента, что в Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца, не хуже Гарварда.

Лукашенко: в Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца, не хуже Гарварда

Мы гордимся, что сохранили и постоянно развиваем традиционные и перспективные направления профессионально-технического обучения.

Белорусская система профессионального образования начиналась в Могилевской губернии, когда в 1840 году Горы-Горецкая земледельческая школа приняла первых учеников. Особое развитие профтех получил в годы СССР.

Сейчас учреждения системы работают в интересах различных категорий населения и равномерно распределены по регионам. Реализуют программы ПТО и ССО в стране 226 колледжей и 36 иных учреждений, в них обучаются более 170 тыс. человек.

В колледжах функционирует 52 центра компетенций, на их базе внедряются в образовательный процесс современные технологии, там применяются новейшие средства обучения. Причем обучаются не только юные граждане, проходят переподготовку и взрослые.

Республиканский институт профессионального образования (единственное подобное учреждение на постсоветском пространстве!) имеет статус базовой организации государств СНГ по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров в системе профессионально-технического и среднего специального образования.
Представители Беларуси побеждают в международных конкурсах профмастерства. Конкурсы при поступлении в учреждения профтеха иногда бывают не меньше, чем при наборе на аналогичные специальности в вузы. Отсюда и прозвучавшее предложение на педсовете от директора Минского государственного колледжа инновационных строительных технологий имени Н.М.Жижеля Инессы Кузьминой: "Предлагаем активно на государственном уровне продолжить формирование в обществе имиджа человека труда. Этому могут способствовать, на наш взгляд, внимание популярных блогеров, наличие достоверной актуальной информации об условиях труда и перспективах развития профильного сектора экономики. Кроме того, для учащихся и педагогов колледжей станет знаковым возвращение на государственном уровне Дня профессионально-технического и среднего специального образования".

Белорусским медиаресурсам, на мой взгляд, стоит обратить пристальное внимание на сферу образования, смелее и ответственнее формировать информационную повестку исходя из национальных интересов. Необходимо снимать художественные и документальные фильмы, делать познавательные и популярные программы, писать книги и очерки о системе образования.

Учеба и наука в основе всего

Еще в 1995 году звучало справедливое мнение Президента, что "навука з’яўляецца прадукцыйнай сілай грамадства" и что "Вучоныя і прамыслоўцы павінны стаць саюзнікамі".

Поставленный вопрос остается актуальным сейчас. И зачастую по вине промышленности. Не зря Президент опять поднял тему на Республиканском педсовете: "Сверхидея, достижению которой подчинены все решения, принимаемые на таких совещаниях, - развитие прорывных технологий, открытие новых отраслей. Для этого нам нужны квалифицированные кадры, способные креативно мыслить, решать нестандартные задачи, перенимать передовой опыт, внедрять его в реальное производство и социальную сферу".

Лукашенко потребовал расширить возможности для способной молодежи реализовать себя в науке

Для этого школа действительно должна быть храмом знаний. Знаю ряд школ, куда всеми силами стремятся попасть дети. Например, в гимназию №1 имени Ф. Скорины г.Минска, которая держит марку одной из лучших в стране по языковой подготовке еще с советских времен.
В мою родную обычную СШ №47 в г.Минске хотят попасть спортивные ребята с разных регионов Беларуси. Здесь ребята овладевают 38 видами спорта (в 1995-м было всего 7 видов). Результат: из школы вышли 5 олимпийских чемпионов и призеров Игр, 4 заслуженных мастера спорта, 20 мастеров спорта международного класса, около 180 мастеров спорта и свыше 2000 кандидатов в мастера, спортсменов-разрядников не считали.
Среди знаменитых выпускников школы - гимнастка-художница Алина Горносько, бронзовый призер Олимпийских игр в Токио, чемпионка мира в упражнении с лентой и многократный призер чемпионатов мира, серебряный призер чемпионата Европы по художественной гимнастике в личном многоборье и многократный призер чемпионатов Европы; самбистка Вера Гореликова, чемпионка Европейских игр, чемпионка Европы среди юниорок, бронзовый призер чемпионата Европы и мира среди девушек 2019 года, тренер по самбо; Егор Щелканов, серебряный призер по плаванию летних Паралимпийских игр 2020 года в Токио, который сейчас выступает на Паралимпийских играх в Париже.

Думается, следует также рассмотреть опыт таких учреждений образования, как Минская государственная гимназия-колледж искусств, где под одной крышей объединены гимназия и престижный колледж с неимоверным конкурсом. Сюда стремятся не только из Беларуси, но даже из Китая. Сдерживает отсутствие общежития.

Президентский ход в поддержку талантов

В сентябре 1994 года молодой лидер страны сделал неожиданный ход: "Президент потребовал списки талантов", как писала пресса. Александр Григорьевич поручил руководству Академии наук представить список самых талантливых людей республики, дабы впоследствии создать фонд для их поддержки.

В "параллельном мире" это решение стали комментировать в своем стиле. Мол, списки составляют для погранконтроля, чтобы таланты отлавливать на границе и запрещать им выезд из страны. Снова оппозиция соврала.

Но слова Александра Лукашенко не расходятся с делом. Был создан специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов (указ №19 от 12 января 1996 года). Со дня его основания фонд принял решения о поощрении почти 42 тыс. учащихся и студентов, более 4 тыс. педагогических и научных работников, внесших особый вклад в развитие способностей одаренной молодежи. Такая форма поддержки показала свою высокую эффективность!-0-
Все комментарии