Сегодня нет нужды объяснять, что представительство страны в различных списках доминирования и рейтингах является своеобразным знаком качества и, как следствие, уважения и внимания со стороны мирового сообщества. В этом смысле деятельность ЮНЕСКО по сохранению материального и нематериального наследия во всем мире притягательна, ведь статус объекта ЮНЕСКО автоматически повышает его ранг. Представительство Беларуси в списках ЮНЕСКО пока невелико: это Мирский и Несвижский замки, Геодезическая дуга Струве и природный объект Беловежская пуща. Какие возможности международная организация предоставляет отдельно взятой стране по продвижению ее интересов в области сохранения историко-культурных ценностей и в полной ли мере Беларусь пользуется ими, обсудили эксперты во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.
Стремление представить в Списки всемирного наследия ЮНЕСКО свои объекты историко-культурного наследия демонстрируют все страны мира. Сегодня в нем 1 тыс. 52 объекта, из которых 814 - культурные, 203 - природные и 35 смешанные. Они расположены в 165 государствах, в числе которых и Беларусь.
Сравнение с ближайшими странами-соседями, сколь выигрышно или же нет выглядит Беларусь, когда разговор идет о представительстве в Списках ЮНЕСКО, не лучшее, отметил начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Беларуси Игорь Чернявский.
Игорь Чернявский
В намного меньшей по территории и населению Литве их столько же, а вот Украина нас обогнала, не говоря уже о Польше, где таких объектов 14. Но Министерство культуры утвердило график подготовки досье пяти объектов, которые поэтапно до 2020 года планируется подготовить и внести на рассмотрение международных экспертов Центра всемирного наследия в Париже. Это досье "Материальное воплощение духовного наследия Святой Евфросинии Полоцкой на примере Спасо-Преображенской церкви в Полоцке" (должно быть завершено до 1 февраля 2017 года); досье "Августовский канал - произведение природы и человека" - трансграничный объект, по плану увидит свет в окончательном варианте в будущем году. Затем последуют досье "Борисоглебская церковь в Гродно как пример гродненской архитектурной школы" (2017-2018 годы) и "Культовые постройки оборонительного типа в Сынковичах, Мурованке, Камаях" (2018-2019 годы), "Культовое деревянное зодчество XVI-XIX веков на территории Беларуси, Украины и Польши" (2019-2020 годы). Более десяти лет назад предварительный список для представления в Список ЮНЕСКО от Беларуси был много больше (около 10 номинаций). Но, как пояснил Игорь Чернявский, это был излишне оптимистичный сценарий. После рекомендаций международных экспертов он ревизирован и значительно сокращен. К слову, срок подготовки номинации - не менее двух лет, а с учетом предварительной научной работы, подготовительных шагов и все 10.
Ведь попасть в Список всемирного наследия ЮНЕСКО чрезвычайно трудно, отметил искусствовед, дипломат, экс-председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный.
Владимир Счастный
Два главных принципа, которые должны быть соблюдены: аутентичность (сохранность) и уникальность. При подготовке номинации всегда важно доказать уникальность объекта, что не получилось прежде, например, с досье по Полоцку, которое, и это был грамотный шаг, Беларусь отозвала на доработку. Неполное доказательство отличительности Спасо-Преображенской церкви в Полоцке от таких же церквей в России, Сербии, Болгарии лишило бы Беларусь возможности претендовать со своим досье на престижный статус. Как правило, из представленных номинаций Комитет всемирного наследия принимает меньше половины. Чтобы решение было положительным, нужно положительное предложение со стороны Международного совета по памятникам и местам ИКOМОС, поэтому важно плотно работать с ним, отметил Владимир Счастный.
Стремление попасть в Список ЮНЕСКО объяснимо рядом плюсов. В первую очередь объект попадает в сферу внимания на национальном уровне. "Не будь в списке Мирский и Несвижский замки, объемы финансирования и темпы восстановления этих объектов были бы другие. Кроме того, это первые объекты, которые попадают в поле зрения туристов. А самое главное - наличие статуса спасает объекты от произвола реставраторов и строителей", - убежден Владимир Счастный.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам Ольга Попко, до недавнего времени руководившая в течение нескольких лет Мирским замком, подтвердила высокий интерес со стороны туристов.
Ольга Попко
Приезжая в страну, зарубежные гости сначала посещают объекты ЮНЕСКО. И в этом смысле невысокая конкуренция. Когда объектов 4, а не, к примеру, 28, это только на руку музею. Но депутат уверена, что стремиться к такому статусу нужно. Это делает объект членом своеобразного элитного мирового клуба, также принципиально меняет отношения с зарубежными партнерами, позволяя котироваться довольно высоко. Но присвоение статуса ЮНЕСКО не означает финансовых вливаний со стороны организации, как зачастую думают, а лишь информационную, организационную поддержку, если, например, вести речь о проведении семинаров, отметила Ольга Попко. Присвоение такого статуса сделало Мирский замок объектом постоянного внимания государства, а задача музея - соответствовать ему и поддерживать.
Как ученый историк Ольга Попко убеждена, что попытки попасть в Список ЮНЕСКО следует предпринимать. Единственное, нужно учитывать конъюнктуру, не стоит тратить силы там, где шансов мало, считает она. "В мире есть много объектов высокого уровня и доказать уникальность, особенность некоторых объектов в Беларуси сложно. В пределах своей страны мы не понимаем порой, сколь недосягаем уровень объектов, которые включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Если говорить о природных объектах, то ситуация лучше: у нас много аутентичного и можно побороться за представительство. Что касается архитектурных памятников, то здесь не стоит обольщаться", - подытожила она.
Однако даже если объект не может быть выделен в отдельную номинацию, не без оснований думать о его попадании в список ценностей в составе транснациональной номинации, уверена начальник отдела научно-методического обеспечения деятельности по охране историко-культурного наследия Института культуры Беларуси Алла Сташкевич.
Беларуси необходимо активнее представлять свои объекты в транснациональные номинации ЮНЕСКО. Выстраивая национальную политику с этой организацией, нужно учитывать ее приоритеты, отметила она. "Сегодня произошло изменение парадигмы, ЮНЕСКО ориентируется на заполнение лакун, т.е. в приоритете находятся объекты XX века, которых в Списке всемирного наследия мало. Кроме того, в приоритете теперь транснациональные номинации. И сегодня есть вариант продвижения ряда своих объектов в их составе. В этом смысле Беларуси необходимо пересмотреть сотрудничество с ЮНЕСКО, выстроить собственную концепцию отношений и определить, что для страны важнее: широкое присутствие в номинациях разного уровня или попытка представлять себя только отдельными номинациями", - сказала специалист.
Проспект Независимости в Минске
И в этом смысле показателен пример проспекта Независимости в Минске, который вместе с Карл-Маркс-аллеей в Берлине, ожидается, станет основой транснациональной номинации с предварительным названием "Социалистическая послевоенная архитектура в странах Восточной и Центральной Европы". Идея ее поддержана государствами-участниками, а это также Россия, Польша, Украина. Проспект Независимости был ранее включен в предварительный список от Беларуси. Но с течением времени стало понятно, что доказать уникальность и аутентичность этого объекта довольно сложно. В составе трансграничной номинации такое возможно, буквально в эти дни в Минске белорусские и зарубежные эксперты обсуждают атрибуты, критерии номинируемого объекта наследия, который включает главные магистрали городов экс-социалистических государств. Среди них проспект Независимости в Минске, Карл-Маркс-аллея в Берлине, улица Маршалковская в Варшаве, Ленинский проспект и улица Тверская в Москве, Крещатик в Киеве и Московский проспект в Харькове. Эксперты выскажутся о готовности стран работать по этой номинации.
Но затем должна последовать параллельная работа над созданием номинации специалистами, а также договоренности на уровне властей, ИКOМОС, который в Беларуси, к сожалению, не занимает активную позицию.
Владимир Счастный, много лет ведавший вопросами работы с ЮНЕСКО, уверен, что самое главное после озвучивания положительного решения участников номинации о готовности работать над ней - поддержка местных властей, в данном случае Мингорисполкома. А наличием объекта со статусом всемирной ценности может похвалиться столица далеко не каждого государства.
На уровне же местных властей, как правило, всегда происходит стопор. Единственный показательный пример - Гродненская область, где находится три объекта-претендента на Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Гродненский облисполком стал примером отношения к подготовке досье по Августовскому каналу.
Августовский канал
Это совместный проект с Польшей. И несколько лет назад, подготовив номинацию, для оценки и анализа работы был приглашен независимый эксперт, который тщательно изучал состояние объекта на территории Беларуси и Польши. Как рассказала первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома Елена Климович, ознакомившись с его предварительным заключением по досье, стороны приняли решение отозвать досье для доработки. Специалист отметила, что если бы работа по досье изначально велась с экспертом ЮНЕСКО, специалистом в этой области, возможно, ошибок можно было бы избежать. Сейчас материалы досье дорабатываются, планируется вновь привлечь эксперта для оценки, чтобы в 2017 году завершить работу над номинацией. Предоставление безвизового въезда на Августовский канал будет способствовать знакомству с объектом, его популяризации для мировой общественности, а значит, станет дополнительным положительным фактором при подготовке досье.
Спасо-Преображенская церковь в Полоцке
Еще одно досье, степень готовности которого очень высока, - "Материальное воплощение духовного наследия святой Евфросинии Полоцкой на примере Спасо-Преображенской церкви в г. Полоцке". Как рассказала заведующая научно-реставрационного отдела Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Татьяна Орлова, это досье сотрудники музея-заповедника готовят совместно с Государственным Эрмитажем, поскольку специалистов, которые бы глубоко разбирались в архитектуре XII века, в Беларуси нет.
Татьяна Орлова
Сотрудники Эрмитажа проводят исследования на объекте, в первую очередь археологические, которые, кстати, позволили уточнить дату строительства Спасо-Преображенской церкви. Если ранее фигурировала дата 1161 год, то сейчас историки называют дату 1127-1135 годы. Вскоре будет завершена работа по подготовке картографического материала, будет сделан перевод номинации на английский язык, проведены консультации с монастырем по определенной необходимой для досье информации, располагает которой лишь монастырь. Материалы досье практически готовы и к 1 февраля 2017 года их планируется представить на рассмотрение в ЮНЕСКО, подытожила Татьяна Орлова.
В случае придания статуса объекта всемирного наследия произойдет увеличение притока туристов, однако будет установлен определенный регламент на посещение, поскольку монастырь - закрытое пространство, отметила специалист.
И это только первый и очевидный плюс, почему объект следует продвигать, продолжила тему Алла Сташкевич. "Чтобы понять, выгодно ли государству вкладывать в такие объекты, нужно просчитать многие непрямые индикаторы. На поверхности экономический вклад. Например, можно назвать сумму доходов от посещения туристами Мирского и Несвижского замков. Но ведь успешность проекта еще отражается и на иных сферах, что просчитать сложнее, но часто это гораздо больше может быть, чем предполагается", - отметила специалист.
Мирский замок
Поддержала и дополнила это мнение Ольга Попко: "Включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО дает толчок к развитию местных сообществ. Например, после включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО Мирского замка расцвел поселок Мир, появились рабочие места, не стали уезжать молодые люди. В нынешнем году был открыт детский сад, потому что старый не справлялся. Теперь это населенный пункт, где жить достаточно престижно и удобно. Для регионов это повод получить развитие".
Присвоение статуса ценности ЮНЕСКО, безусловно, почетно и престижно. Но какой будет потом жизнь этого объекта? Уже на этапе подготовки номинации требуется менеджмент-план развития будущего объекта всемирного наследия.
По словам Аллы Сташкевич, требования подачи материалов на номинацию в Список ЮНЕСКО таковы, что его обязательная составляющая - менеджмент-план, который прописывает последующее использование того или иного объекта. Без такого менеджмент-плана досье в общем-то и подавать не стоит.
Как отметил начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Игорь Чернявский, инфраструктура объектов развивается так, как это понимают занимающиеся этим люди. Например, вблизи древнего замка могут стоять палатки, которые диссонируют с обликом объекта наследия ЮНЕСКО. Но такие объекты должны развиваться по определенным правилам - облику, цвету, месту расположения.
Несвижский замок
Продолжая тему развития окружения объектов, Алла Сташкевич добавила: "Понятия урбанистической политики сейчас в Беларуси просто нет. В маленьких, больших городах мы не разрабатываем ни колористический код, ни концепцию навигации. Есть хороший пример культурного ландшафта, комплексного подхода и разработки навигации на нескольких языках - Верхний город в Минске. Но как часть городской политики такая деятельность по информационному и колористическому коду системно не ведется". В качестве положительного примера она привела опыт Мирского замка в разработке навигации по поселку.
Экс-директор Мирского замка Ольга Попко заметила, что очень многое в этом вопросе зависит от местных властей. Например, нынешним летом Мирский замок решил завершить проект по восстановлению исторических названий улиц в Мире. Сама Ольга Попко обнаружила в Германии неизвестные ранее карты, по которым удалось восстановить исторические названия всех улиц. После этого прошло общественное обсуждение, свое одобрение высказали местные жители. В результате в Мире появились красивые таблички в едином стиле с логотипом Мирского замка с современными и историческими названиями улиц.
Подытоживая разговор, специалисты определили перечень моментов, из-за которых сегодня работа по представлению белорусских ценностей в мировых списках осложнена. Не хватает изученности объектов, систематизации информации о них. Ощутимым ограничением становится малая заинтересованность местных властей в этой работе. Когда речь идет о подготовке трансграничных номинаций, возникают сложности в согласованности действий. Отдельным пунктом эксперты выделили тему финансирования работ по подготовке досье. Это должны быть пусть не очень большие, но обязательные средства на расходы по подготовке карт, иллюстраций к досье, заказ перевода, приглашение зарубежных экспертов в конце концов. Такие задачи следовало бы решать специальному органу, некоему техническому секретариату, который бы координировал всю эту работу и сотрудничал с международными организациями.
Такой орган мог бы значительно расширить сотрудничество с мировыми структурами, которые популяризируют наследие. Ведь Беларусь использует потенциал мировых списков историко-культурного наследия далеко не в полной мере, убеждена представитель Института культуры Беларуси Алла Сташкевич. ЮНЕСКО - не единственная организация, которая позволяет рассказывать мировому сообществу о представляющих интерес объектах. К примеру, Беларусь не использует европейский потенциал, а существуют еще и европейские списки наследия, которые также престижны, но белорусских объектов в них нет.
Алла Сташкевич
Важно и присутствие страны в различных международных программах и структурах. Беларусь сегодня работает по программам, в частности, Europa Nostra, COMUS. По мнению Аллы Сташкевич, необходимо также присутствие экспертов Беларуси на заседаниях международного комитета ЮНЕСКО, которое обеспечивало бы коммуникацию с экспертами, понимание приоритетов, конъюнктуры, того, что может помочь Беларуси в продвижении собственных интересов.
Кроме того, страна не использует такую возможность, как техническая поддержка ЮНЕСКО, а в данном случае речь идет о проектном менеджменте. "Нужно уметь составлять заявки и на техническую, и на проектную поддержку, потому что в ЮНЕСКО есть несколько фондов, достаточно успешно работающих с другими странами в формате разных конвенций. Беларусь еще не ратифицировала несколько конвенций в этой области. В частности, очень важна для нас Рамочная конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества (Конвенция Фару). Есть еще программа культурных маршрутов, в которой Беларусь не участвует", - отметила Алла Сташкевич.
Тема отдельного разговора - нематериальное наследие, многое из которого в Беларуси вправе претендовать на высокое признание в мире. Там тоже немало сложностей и вопросов. И эксперты готовы это обсуждать. Но очевидно, что подходы в работе с мировыми организациями, сотрудничество с которыми может быть более чем полезно Беларуси, нужно менять.
Жанна КОТЛЯРОВА,
БЕЛТА