Двухгодичный разговор международных экспертов о возможности включения проспекта Независимости в Минске в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО получил необходимое продолжение. В Беларуси межведомственная рабочая группа с участием Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО приняла дорожную карту по внесению главной магистрали Минска в предварительный перечень объектов для представления в список ЮНЕСКО. Какие действия последуют на этом пути в ближайшее время, рассказала корреспонденту БЕЛТА член Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, председатель фонда "Культурное наследие и современность" Алла Сташкевич.
Первая информация о начале совместной работы над серийной транснациональной номинацией, основой которой может стать главная магистраль белорусской столицы, появилась в сентябре 2016 года. Тогда на научно-практическом семинаре в Минске эксперты из Беларуси, России, Украины, Польши и Германии поддержали идею такой номинации и высказались однозначно "за".
В течение двух лет велась подготовительная работа и исследования международной группой экспертов, была создана карта атрибутов для будущей номинации, проведен опрос общественного мнения жителей проспекта. Эксперты подтвердили интерес к участию в серийной номинации, акцентировав, что именно проспект Независимости в Минске может стать ее основой как наиболее целостно сохранившийся ансамбль послевоенной архитектуры в Центральной и Восточной Европе.
Но его отсутствие в национальном предварительном перечне объектов, претендующих на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, стало препятствием к дальнейшему движению. Такой перечень, по условиям ЮНЕСКО, формируют все заинтересованные в продвижении своих объектов на международном уровне страны. Причем в прежний белорусский предварительный список, составленный в 2004 году, ансамбль входил. По регламенту ЮНЕСКО, национальные предварительные перечни Всемирного наследия должны пересматриваться не реже, чем один раз в десять лет. В 2015 году белорусский список сократился до пяти пунктов вместо прежних десяти, и проспект Независимости был исключен из него. Аргументации возможности его сохранения как будущей национальной номинации тогда не нашлось.
Но такая появилась сегодня: интерес международного сообщества к архитектуре XX века, в частности к послевоенной архитектуре, растет. По проекту Совета Европы и Европейского союза "Культурные дороги" активно действует ассоциация ATRIUM, которая исследует и продвигает архитектуру этого периода как объекты культурного туризма. Комитет Всемирного наследия также проявляет особый интерес к архитектуре XX века. Сегодня над подготовкой номинации по архитектуре модерна работает литовский Каунас, другие европейские города. Поскольку ансамбль проспекта Независимости в Минске имеет прямые аналогии в ряде других стран Центральной и Восточной Европы, то подготовка серийной транснациональной номинации представляется более логичной и перспективной, к тому же комитет Всемирного наследия отдает предпочтение именно серийным номинациям. Безусловно, процесс подготовки такого проекта не может затягиваться во времени, его нужно формировать, пока к нему есть интерес партнеров и на международном уровне.
Именно поэтому на недавнем заседании представителей заинтересованных структур с участием Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО согласована дорожная карта по подготовке белорусской части международной серийной номинации "Послевоенные центральные магистрали Центральной и Восточной Европы. 1940-1950 гг.". И первым ее пунктом прописано включение в белорусский предварительный список проспекта Независимости как части транснациональной номинации. До 1 августа подготовит и подаст документы в Совет Министров для соответствующего решения Мингорисполком, поскольку ценность находится в его юрисдикции и город наиболее заинтересован в этой номинации. И уже в сентябре можно ожидать постановления правительства: историко-культурная ценность проспект Независимости в прежних границах - от привокзальной площади до улицы Козлова - пополнит белорусский предварительный список.
Есть мнение, что существуют определенные препятствия для создания такой номинации с белорусской стороны, в частности, современные интервенции в архитектурный ансамбль проспекта: строительство многоэтажного здания на отрезке от ул. Янки Купалы до пл. Победы, приспособление первых этажей зданий под общественные нужды и пр. Международные эксперты, тем не менее, утверждают, что подобные вещи происходят и на объектах других стран. Подготовка номинации идет от уже существующей ситуации, и ее главная задача - не допустить таких интервенций в будущем, создать условия для правильного управления изменениями на основе лучших международных практик. В менеджмент-плане будущей всемирной ценности, который, как правило, разрабатывается на 25 лет, будет отражено, как можно минимизировать существующие вызовы и что делать, чтобы сохранить для потомков оригинальный облик проспекта не в ущерб развитию современной городской среды.
Менеджмент-план, безусловно, будет содержать новый сценарий развития ансамбля проспекта Независимости как публичного пространства, поскольку его роль неизбежно изменится. Включение в список ЮНЕСКО приведет к большему вниманию к объекту со стороны туристов. Здесь важно обратиться к практике управления городов Всемирного наследия, таких как Вильнюс (Литва), Бамберг, Регенсбург (Германия) и прочих, которые сегодня хорошо справляются с современными вызовами, сохраняют историческую среду, при этом активно развиваются. Здесь важен профессиональный подход, обмен опытом и, конечно, хороший вкус.
За два года сотрудничества с международными экспертами по развитию идеи создания транснациональной номинации по послевоенной архитектуре сделано немало. В первую очередь работа шла в направлении разработки Всемирной универсальной ценности, определение которой является ключевым моментом будущей номинации. Она формируется на основе выбранных критериев и соответствующей аргументации. Правильно выбранные критерии из списка предложенных Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года - главный путь к успеху. Под критерии подбирается доказательная база, проводится сравнительный анализ объектов номинации. Часто неправильно выбранные критерии являются причиной отклонения представленной номинации. Именно по этой причине Беларусь отозвала номинацию Августовского канала в список ЮНЕСКО, поскольку предварительная экспертиза показала, что при подготовке были неверно выбраны критерии. Тем не менее, шанс у Августовского канала еще есть.
Под выбранные критерии создается карта атрибутов (система доказательств), и для проспекта Независимости она проработана. Это же предстоит сделать для всех объектов серийной трансграничной номинации. Предстоит продемонстрировать, что все выбранные объекты будущей серийной номинации имеют не только эстетическое, архитектурное, художественное значение, но и символическое, а также инновационное на определенном отрезке истории в ряде стран Центральной и Восточной Европы.
Для будущей номинации также имеет большое значение отношение общественности к процессу внесения объекта наследия в список ЮНЕСКО. Идея включения проспекта Независимости обсуждалась на разных уровнях: правительственном, экспертном и местного сообщества. Социологическое исследование мнения жителей центральной магистрали столицы показало, что 67,8% поддерживают такую идею и не против предстоящих изменений в их жизни. Большинство понимают, что выгоды и преимущества с обретением проспектом почетного статуса будут на много более значительными для них, не говоря уже о том, что и коммерческая ценность жилья здесь возрастет в разы. Об увеличении ответственности говорить не приходится - она и сегодня большая. Национальное законодательство достаточно жестко использует протекционистские меры, и они совпадают с требованиями ЮНЕСКО. При разработке охранного законодательства были учтены все рекомендации ЮНЕСКО и Конвенции по охране историко-культурного наследия, поэтому для каких-то сверхмер нет причин, а поле возможностей даже расширится с разработкой убедительного сценария ревитализации этого пространства.
Беларусь, которой предстоит выступить локомотивом номинации "Послевоенные центральные магистрали Центральной и Восточной Европы. 1940-1950 гг.", внеся в предварительный список ЮНЕСКО архитектурный ансамбль проспекта Независимости, продемонстрирует международному сообществу готовность работать над номинацией дальше. По Операционному руководству Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, с момента внесения в предварительный перечень объекта до его представления в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО должен пройти год. Соответственно, есть ровно год, чтобы подготовить эту номинацию в составе международной группы с привлечением всех заинтересованных стран. На сегодня готовность работать над совместным проектом подтвердили Германия, Польша и Россия. Украина пока рассматривает возможность участия, во всяком случае, украинский ИКАМОС выразил такое желание и работает в этом направлении. Есть сведения, что в этой номинации заинтересована Армения, интерес есть у ряда балканских стран. Момент включения в предварительный перечень белорусской составляющей транснациональной номинации позволит проинформировать об этом потенциальных участников, желающих продвигать архитектуру послевоенного периода и готовых присоединиться, а также станет отправной точкой для начала масштабной работы над номинацией международной группы.
Жанна КОТЛЯРОВА,
БЕЛТА.-0-