Минжилкохоз еще в августе анонсировал пилотный проект по проведению в каждой области страны и Минске капитального ремонта жилых домов в течение одного месяца. Эксперимент касается в первую очередь работ, связанных с присутствием строителей в квартирах: замены инженерного оборудования, систем водоснабжения, канализации (стояков в квартирах и подвалах), газоснабжения и отопления. Предусмотрены также ремонт кровли, замена окон и системы электроснабжения в местах общего пользования. О предварительных итогах эксперимента корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник отдела по эксплуатации жилищного фонда, организации и проведения жилищной реформы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Игорь Юркевич.
"Капремонт за месяц - проект, разработанный исключительно для удобства жильцов без влияния на качество работ. Установлены критерии, которые позволяют уложиться за один месяц, а дальше подрядчик определяет, справится ли он за этот срок с большим количеством работ, в том числе с ремонтом фасадов и балконов. Он может принять решение об увеличении количества строителей на объекте. По каждому дому составляется график работ. Существует технологический процесс, например, при ремонте фасада устанавливаются люльки, специальное оборудование, пока его не снимут, кровлю не начнут ремонтировать", - пояснил Игорь Юркевич.
На данный момент уже завершился капремонт за месяц четырех домов: в Минске по адресу ул. Андреевская, 7/2, в Молодечно по ул. Космонавтов, 4, в Новополоцке по ул. Юбилейная, 3 и в Лиде по ул. Пролыгина, 11. Завершаются работы в Жлобине, Бобруйске и Березе. Мингорисполком определил еще девять домов.
Игорь Юркевич подвел предварительные итоги пилотного проекта: "На объектах соблюдены все необходимые меры для качественной организации и проведения капремонта как со стороны заказчиков, так и со стороны подрядных организаций, которых выбирают на конкурсной основе. Согласно критериям проекта ремонт проводится в 60-квартирных домах. По итогу работы не превысили заявленный один месяц".
Сроки капитального ремонта были сокращены за счет своевременного предремонтного обследования квартир, заключения договоров с их собственниками, стопроцентной предварительной закупки строительных материалов и комплектующих, изготовления укрупненных узлов оборудования. Было увеличено количество работников.
"Капитальный ремонт - всегда очень сложный процесс, требующий масштабной организационной работы заказчика. Тем более эта задача усложняется с необходимостью сокращения сроков. В начале проектирования выдаются технические условия от всех энергоснабжающих организаций, без которых Госстройнадзор не выдает основное заключение. Все отнеслись с пониманием, передвинули свои графики, но это не говорит о том, что завтра мы все жилые дома будем ремонтировать за один месяц. Дом дому рознь, для каждого разрабатывается техническое решение. Пилотный проект реализуется еще и для того, чтобы определить саму возможность выполнения работ за максимально короткий срок и посмотреть, как при этом будут взаимодействовать структуры, подразделения: тепловики, РЭС, Мингаз, проверяющие. Очень важно взаимодействие с жильцами, обеспечение своевременного доступа в квартиры", - отметил эксперт.
Останавливаясь на вопросе о жалобах жильцов после капремонта одного из экспериментальных домов, Игорь Юркевич обратил внимание, что при более тщательном рассмотрении каждой претензии можно найти разумное и логичное объяснение. Например, в некоторых случаях при проведении сантехнических работ требуется демонтаж оборудования. "Подрядчик не возьмется за это, если оборудование в неудовлетворительном состоянии. В итоге жилец высказывает недовольство. Каждый вопрос можно показать с разных сторон, специалист все вопросы снимет", - заметил собеседник.
Что касается утепления фасадов, то для каждого дома проводятся теплотехнические расчеты, указывающие на необходимость в нанесении материалов определенной толщины. Проектным институтом может быть принято решение об утеплении, оштукатуривании или ремонте стыков. "Жильцы могут не знать всех нюансов, а возмущение нарастает. Поэтому очень важна информационная составляющая. Это касается и ознакомления с проводимыми работами перед началом капремонта в соответствии с действующим законодательством не позднее одного месяца до начала работ. Также на паспорте объекта указаны телефоны Технадзора, отдела капремонта жилищно-коммунального хозяйства района, прораба. В памятке, которая выдается жильцам на собрании, тоже есть телефоны и справочная информация о видах проводимых работ. Почти каждый день на объекте кроме строителей находятся ответственные как со стороны подрядной организации, так и со стороны заказчика", - пояснил Игорь Юркевич.
Жильцов информируют о графиках отключения водо- и газоснабжения. "Горячей воды может не быть два дня, холодная вода есть всегда, потому что монтируется дополнительный стояк. Газ отключается на период от двух недель, но не более месяца. Мингаз проводит три обследования, работы ведутся с учетом всех замечаний. При желании человек может получить необходимую информацию на все виды работ. На объекте присутствуют ответственный мастер, прораб, бригадиры, контролирующие работу сантехников, кровельщиков и других работников. Если у жильца с учетом ознакомления со всеми техническими нюансами проблема остается, можно обратиться в эксплуатирующие организации ЖКХ, администрации районов", - рассказал Игорь Юркевич.
В Беларуси планируется сделать обязательной оплату тепловой энергии по индивидуальным счетчикам в тех квартирах, где они установлены. Представитель Минжилкомхоза утверждает, что на этом жильцы могут неплохо сэкономить. При капремонте заменяются батареи и при желании жильцов устанавливаются счетчики. Если есть техническая возможность, это можно сделать и во время текущего ремонта.
"Есть нарекания, почему нельзя заменить окна за отчисления, которые производятся в течение десятков лет. Но если сложить все цифры, то по факту получится не так много, чего не скажешь об объеме работ. Вряд ли жильцы первого этажа знают, что, например, кровля промерзает или протекает. Точно так же на первом этаже может быть проблема - засорилась канализация, затоплен подвал. А ведь для устранения этих проблем нужны немалые средства, - отметил Игорь Юркевич. - Жильцы также часто интересуются, когда в их доме будет капитальный ремонт, а потом с той же настойчивостью спрашивают, когда он, наконец, закончится. Графики строительных работ зачастую неудобны для жильцов, капремонт идет в основном без отселения. Его просто надо пережить, а жильцам и строителям относиться с пониманием друг к другу".
Вера СЕРГЕЕВА,
БЕЛТА.-0-