Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Как белорусским городам стать мобильнее

Комментарии 17.08.2018 | 11:42

Шаг за шагом белорусские города все активнее приобщаются к мировым тенденциям и практикам по улучшению городской мобильности. В том числе через участие в Европейской неделе мобильности (ЕНМ). За три года количество присоединившихся к ЕНМ населенных пунктов выросло с 3 до 48. Нынешние мероприятия пройдут с 16 по 22 сентября и регистрация участников продолжится до 16 сентября. А пока самое время сравнить, что изменилось в подходах городских администраций к организации комфортной среды обитания.

Участвовать в Европейской неделе мобильности можно в трех категориях. В первой достаточно организовать мероприятия в течение самой недели (велопробег, установка велопарковки, образовательная встреча). Вторая предполагает реализацию постоянных мер. Например, Полоцк и Новополоцк по проекту ПРООН/ГЭФ "Беларусь: поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси" разрабатывают план устойчивой городской мобильности и во время ЕНМ могут проводить исследования и мониторинги, мероприятия по формированию долгосрочных планов. С третьей категорией белорусские города знакомы лучше всего - это акция "Всемирный день без автомобиля" 22 сентября.

Что примечательно, в 2017 году половина белорусских городов - участников Европейской недели мобильности взяла на себя повышенные обязательства и зарегистрировалась на официальном сайте инициативы во всех трех категориях. Это говорит о том, что их власти относятся к вопросу со всей серьезностью.

Что сделано: от разовых акций - к перспективным планам

В прошлом году в инициативе участвовали почти все областные центры, кроме Витебска, но при этом больше всего населенных пунктов зарегистрировалось именно из Витебской области. А меньше всего - из Гомельской.

Самыми распространенными мерами, которые участники отметили как постоянно реализуемые, были снижение скорости движения возле школ, создание и развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры. А самыми популярными мероприятиями - велопробеги (они прошли в Бресте, Барановичах, Логишине, Минске, Могилеве, Пинске, Полоцке, Новополоцке и других городах).

В Новополоцке состоялась акция "На велосипеде на работу", городской конкурс "Транспорт будущего", квест "Велоэрудит" и велоквест "Мой Новополоцк". А в Полоцке торжественно открыли площадку для воркаута, в честь чего организовали несколько мероприятий. В этих городах уже проведена огромная работа по планированию транспортных потоков и просвещению жителей о том, что такое зеленый город. Проведено обследование на влияние транспорта, составлена транспортная схема. Все это подготовило платформу для того, чтобы объединить инфраструктурно два города, в том числе велосипедной сетью. Подходящий маршрут прорабатывается, пока же действуют внутригородские велодорожки. Планируется создать центр управления общественным автотранспортом, обновить остановки и информационные табло, смоделировать маршруты. Согласно подписанной городами конвенции по программе "Сивитас" по развитию электротранспорта власти нацелены на то, чтобы продлить трамвайную линию Новополоцка в Полоцк. Будут использоваться и электробусы.

В Бресте к акции "Всемирный день без автомобиля" открылась велодорожка по улице Я.Купалы. В Пинске на постоянной основе строятся новые пешеходные зоны, благоустраиваются велодорожки. Проводятся конкурсы оригинальных детских колясок и велопарад невест. В поселке Логишин, который впервые присоединился к ЕНМ в 2017 году, провели сразу серию мероприятий: велоквест, флешмоб "Мобильность и активность, здоровье, креативность", организовали тематические фотозоны, конкурс социальной рекламы "Мобильность и молодежь", волонтерскую акцию "Откажись от автомобиля".

Основными активностями в Могилеве были презентация установленных велопарковок, организация парклета (небольшая зона отдыха, являющаяся продолжением тротуара, занимающая несколько парковочных мест) на месте автопарковки рядом с крупным супермаркетом и различные мероприятия для детей в этой зоне, мастер-класс "Диагностика состояния и регулирование тормозной системы велосипеда".

В Советском и Заводском районах Минска открылись 3 всесезонных велогаража, где обеспечена круглосуточная охрана и видеонаблюдение. Более чем в 120 местах наиболее востребованных веломаршрутов снижен уровень бортового камня.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его комитеты являются двигателем этой инициативы в Беларуси в партнерстве с общественными объединениями. "На этом пути сначала приходилось преодолевать стену непонимания. Например, в Минске не сразу транспортники поняли, в чем выгода бесплатного проезда в общественном транспорте в день проведения акции по отказу от автомобиля 22 сентября. Но такое право было предоставлено при условии предъявления водительского удостоверения и техпаспорта на машину. Это был наш первый важный шаг по улучшению городской мобильности, а дальше все шло по нарастающей, - рассказал председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. - В Минске 85% выбросов в окружающую среду - от нашего с вами транспорта, а 15% - от производства. Заставляет задуматься. Увидеть четко, ради кого и чего все эти меры повышения городской мобильности нужны".

По мнению Сергея Масляка, позитивных изменений много, но некоторые города все еще воспринимают акцию "Всемирный день без автомобиля" и в целом Европейскую неделю мобильности как разовую. А нужно рассматривать долгосрочные цели и задачи, потому что "для европейского государства, а Беларусь находится в центре Европы, это перспективное направление".

Что можно сделать: учиться и перенимать опыт с умом

В этом году Беларусь в четвертый раз присоединится к проведению Европейской недели мобильности, которая пройдет с 16 по 22 сентября. Тема ЕНМ-2018 обозначена как Mix and Move ("Выбирай и двигайся!"). Организаторы кампании предлагают сфокусироваться на мультимодальности - использовании разных режимов для различных поездок. Речь о смешанных и комбинированных перевозках, когда из пункта А в пункт Б можно добраться разными видами транспорта, чередуя их либо перемещая один на другом (велосипед в вагоне метро например). Используя принцип мультимодальности, мы оказываем благоприятное воздействие на окружающую среду, становимся здоровей, экономим средства.

Подобный принцип в действии можно наблюдать, например, в берлинской подземке. Благодаря разветвленной схеме метро и большой частоте движения, а также особой конструкции сидений в вагонах велосипедисты легко могут проехать вместе со своим транспортом, куда им необходимо, и продолжить путь, крутя педали.

В той же столице Германии можно наблюдать еще один популярный нынче тренд: перевозку грузов и пассажиров на велосипеде (модифицированном) или легкомоторном транспорте. Вроде бы ничего нового, но это уже не вариант почтальона Печкина: никакой толстой сумки на ремне на плече у немецкого курьера вы не увидите: все письма и посылки помещаются в небольшой кузов впереди велосипеда. Но что еще более важно - свобода передвижения по всему городу даже без велодорожек. Просто благодаря качеству дорог, небольшому количеству автомобилей и взаимному уважению всех участников движения. Кстати, за последние годы уровень автомобилизации Берлина снизился в 2 раза. В том числе потому что пользоваться личной машиной, содержать ее стало просто невыгодно.

Но тренды трендами, а перед принятием решений нужно провести исследования. Или реализовать эксперимент. Например, в Гродненской области не так давно на Августовский канал стал курсировать автобус со специальным креплением для 5 велосипедов. Перевозка двухколесного транспорта бесплатная. Приживется ли услуга - покажет время.

В самом Гродно, кстати, развитие велодвижения особенно интенсивное, даже создан координационный совет. На первом заседании он постановил проводить работы по созданию более комфортных условий для езды на велосипеде, делая ежегодно акцент на каком-то отдельном районе. Начать работы решили с центра города и наиболее популярных мест для велотуристов. Таким образом определили три приоритетных маршрута. Теперь черед спального района Девятовки.

"Европейская неделя мобильности - отличный повод для городов Беларуси подключиться к европейским инструментам управления мобильностью и реализовать эксперименты, которые в случае удачи могут стать привычным для города явлением. Мобильность - это не только развитие велодвижения и замедление автомобилизации, но и комфорт перемещений (пешком и на транспорте), доступность объектов социальной инфраструктуры и подобных, развитие общественных пространств. Все эти мероприятия нацелены на улучшение качества жизни людей, сокращение выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ от транспорта", - считает руководитель проекта ПРООН/ГЭФ "Беларусь: поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси" Ирина Усова.

Эксперты предлагают при организации мероприятий делать больший упор на информирование населения, образовательные программы. В том же Новополоцке в школах, где реализовывался проект строительства зеленого города, учителя пересели на велосипеды, и они личным примером добились того, что у детей поменялись приоритеты. А младшее поколение в свою очередь стало перевоспитывать свое окружение, прежде всего родителей.

Можно проводить замеры чистоты воздуха, прочие подобные показательные и увлекательные исследования, организовывать тренинги по энергоэффективности, мастер-классы для велосипедистов (например по ремонту), в дни Европейской недели мобильности - презентовать различного вида электротранспорт, организовать специальные маршруты с его использованием по городу. И все для того, чтобы люди сами подсказали, чего им не хватает для комфорта перемещений, чтобы властям было проще заниматься стратегическим планированием мобильного города.

Для чего: мобильность на треть определяет качество жизни

Эксперт Белорусского союза транспортников Валентина Леончик уверена, что Беларуси еще многому нужно учиться, используя опыт европейских городов. Конечно, есть подвижки, уже одно то, что Минск по безопасности дорожного движения достиг общеевропейского уровня, говорит о позитивных изменениях. Но в других рейтингах мы пока не на высоких позициях. Поэтому нужно активнее перенимать опыт. Как это сделали, например, казахстанцы, которые обратились за помощью к немцам. Те подобрали для трех казахстанских городов города-близнецы в Германии (схожие по численности, ландшафту), чтобы на примере их развития мобильности можно было перенять методологию и сформировать дорожную карту действий.

"Достаточно сравнить немецкий город Дармштадт и Минск. У нас есть площадь Победы с монументом и точно такой же памятник на площади в Дармштадте. Немцы после войны загнали весь личный транспорт под площадь, а на поверхности сделали место для отдыха, пустили трамвай. То есть организовали общественное пространство", - привела пример Валентина Леончик.

Есть чему поучиться у Винницы, где развит рельсовый транспорт. "Если в Минске трамвай занимает 4% общего объема перевозок, то в Виннице - 60%. Общественным транспортом пользуются 80% населения города. Думаю, для Минска сегодня было бы выгоднее вместо метро развивать наземный легкорельсовый трамвай. Или делать интеграцию, как метротрам по типу Дортмунда, чей опыт также можно было бы использовать", - добавила Валентина Леончик.

С другой стороны, эксперт подчеркнула, что не бывает неудачного транспорта - бывает неразумная сфера его применения. Чтобы этого избежать, нужно строить комплексную мобильность. Пока же у железнодорожного транспорта она одна, у городского электрического - другая, у таксистов - третья. Цели у всех отличаются, а формирование мобильности как услуги, когда первичны комфорт и безопасность людей, а не обогащение компаний, тормозится.

"Главное, что я почерпнула, изучая европейскую транспортную политику, - важны не какие-то инфраструктурные проекты, а все то, что удобно для людей. Когда мы говорим про транспорт, то обращаем внимание на дороги, автомобили, но когда говорим про мобильность, то имеем в виду людей. Есть синоним - слово "подвижность". Под мобильностью нужно понимать способность человека передвигаться самостоятельно, в том числе с помощью транспортных средств. На одну треть мобильность определяет качество жизни. Экономисты говорят: рубль, вложенный в общественный транспорт, дает 4 рубля отдачи в сопутствующие сферы".

Если человеку сложно добраться до какого-то объекта, то он не поедет и, соответственно, не купит что-то, не воспользуется услугой. Мобильность решает вопрос доступности, социально значимые задачи, уравнивает людей в возможностях по многим позициям. Даже влияет на цены на недвижимость. Как только рядом с квартирой строится станция метро, такое жилье резко вырастает в цене.

Так что ничего удивительного нет в том, что мобильность где прямо, а где косвенно влияет на 14 из 17 Целей устойчивого развития, определенных ООН до 2030 года.

***

Европейская неделя мобильности проводится с 2002 года под эгидой Еврокомиссии в партнерстве с Международным союзом общественного транспорта для повышения знаний общества про устойчивую городскую мобильность. Проект Программы развития ООН "Беларусь: поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси", финансируемый Глобальным экологическим фондом, является информационным координатором кампании, которая проходит в Беларуси при поддержке Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Екатерина КНЯЗЕВА,

БЕЛТА.-0-

Все комментарии