Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Государство вынуждено вмешаться, чтобы спасти "Мотовело"

Комментарии 16.06.2015 | 17:08
Леонид Анфимов

Несколько поколений не только белорусов, но и жителей всего бывшего СССР с ностальгией вспоминают веломототехнику минского завода - объемы выпуска продукции тогда исчислялись миллионами единиц в год (1 млн велосипедов и 200 тыс. мотоциклов), спрос на них был стабильно высок, служила эта техника десяток лет. Теперь, увы, слава белорусского гиганта в прошлом. А в настоящем - настолько острые проблемы глобального характера, что государство было вынуждено принять меры по защите интересов его трудового коллектива и сохранению в республике брендов велозавода: велосипедов "Аист" и мотоциклов "Минск". Судьба этого предприятия - вопрос не только экономический, но и социально-политический.

"Ситуация на предприятии - наглядный пример того, как не надо работать с инвесторами - фактически страна лишилась брендовых марок. Государство должно держать на постоянном контроле вопросы приватизации, не доверяться инвесторам без оглядки. Что касается собственников ОАО "Мотовело", то надо было умудриться до такой степени развалить предприятие", - сказал корреспонденту БЕЛТА председатель Комитета государственного контроля Беларуси Леонид Анфимов.

В 2007 году контрольный пакет акций акционерного общества "Мотовело" на льготных условиях приобрела австрийская компания АТЕК. Основным условием приобретения акций было сохранение производства вело- и мототехники, а также вложение в развитие завода $20 млн, из которых $12 млн надлежало направить на приобретение нового производственного оборудования. Однако эти обязательства компания АТЕК не исполнила. Как показала проведенная Комитетом государственного контроля проверка, в развитие завода было инвестировано лишь чуть более $2 млн. Инвестор не только не выполнил свои обязательства, но и в ущерб предприятию ликвидировал имевшиеся производственные мощности. Основные цеха велозавода остановились, более 1000 единиц оборудования было демонтировано и продано литовской фирме практически по цене металлолома (а в целом было реализовано порядка 2000 единиц оборудования). Убыток, понесенный заводом только от сделки с литовскими бизнесменами, превысил Br25 млрд. Распродажей оборудования фирма АТЕК не ограничилась - новые владельцы плавно приступили к продаже зданий и помещений велозавода (продано более 1000 кв.м помещений предприятия).

Производственная деятельность ОАО "Мотовело" под управлением австрийской компании пришла в упадок. С момента передачи завода компании АТЕК выпуск велосипедов и мотоциклов сокращен почти в 10 раз, численность работников предприятия уменьшилась в 6 раз (если до 2007 года здесь работало 2300 человек, то сейчас осталось около 400). Кроме того, завод заимел огромные долги по кредитам и практически находится на грани банкротства.

Ситуация усугубляется тем, что почти 70% площадей завода оказались заложены под кредитные обязательства совершенно посторонних фирм, подконтрольных австрийскому инвестору. Эти фирмы не рассчитываются по своим долгам. И велозавод как гарант возврата этих долгов может потерять все имеющееся у него производственные корпуса.

В ходе проверки КГК также выявлены многочисленные факты использования денежных средств велозавода, исчисляемых миллиардами рублей, в интересах аффилированных австрийскому инвестору структур, а также отдельных должностных лиц. По данным фактам возбуждено три уголовных дела. Как уже сообщалось БЕЛТА, Комитет государственной безопасности задержал владельца "Мотовело", а также ряд должностных лиц этого акционерного общества. Они обвиняются в выводе капитала и вывозе оборудования. Своими действиями топ-менеджмент "Мотовело" нанес удар по правам и интересам более 3 тыс. акционеров этого ОАО. Судьбу собственников этого предприятия решит суд, а вот судьбу самого "Мотовело" должно решить государство, взяв его под свою опеку, пока не наступил полный крах.

В ОАО "Мотовело" ситуация приобрела критический характер: и для предприятия, которое уже не могло удержаться на плаву, стремительно теряя рынок сбыта, и для трудового коллектива, который может и хочет работать, но не так, как сейчас...

Недавно назначен новый директор - бывший председатель Мингорисполкома Николай Ладутько. В настоящее время заинтересованными государственными органами принимаются все возможные действия по стабилизации деятельности предприятия.

Председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов 16 июня посетил предприятие. Прежде чем провести совещание с руководящим составом ОАО, представителями Мингорисполкома, других заинтересованных ведомств, глава КГК прошелся по всем цехам "Мотовело", большинство из которых производит удручающее впечатление. Там, где раньше кипела жизнь, в три смены шел производственный процесс (причем полный замкнутый цикл), - пустота, тишина, одинокие станки и оборудование, которые уже и не помнят, где у них кнопка "пуск".

Когда Леониду Анфимову задали вопрос о том, каковы его впечатления от посещения неработающих цехов, он в свою очередь задал риторический вопрос: "А какое может быть впечатление от мертвого предприятия?!". И добавил: "Президент поставил задачу возродить производство и былую славу марки мотовелозавода, наладить полноценное производство той техники, которая выпускалась здесь до того, как предприятие развалили инвесторы".

Отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА о самом приоритетном направлении государственной помощи ОАО "Мотовело", Леонид Анфимов отметил: "Первое, с чего нужно начать, - это выделение ссуды или бюджетного займа, чтобы пополнить оборотные средства. Если этот вопрос не решить, то завод окончательно станет".

Он пояснил, что на само предприятие было взято $20 млн кредитов у Белинвестбанка - в настоящее время решается вопрос о том, как реструктуризировать эту задолженность. Но - и это очень большая проблема - огромные кредитные ресурсы были взяты в белорусских и зарубежных банках на аффилированные структуры АТЕК, под эти кредиты были заложены и перезаложены производственные цеха.

"Главой государства поставлена задача произвести техническое переоснащение предприятия, закупить новое суперсовременное оборудование и технологические линии. Нельзя концентрироваться только на сборочном производстве, - уверен Леонид Анфимов. - После реконструкции и модернизации производственных цехов предприятие должно работать на отечественный и зарубежный рынок, восстановив свои утерянные позиции".

Конечно, реанимировать полный производственный цикл вряд ли удастся, да и целесообразность этого сомнительна (в частности, стоит ли в центре столицы возрождать литейное производство?). Безотлагательно следует провести инвентаризацию того оборудования, которое еще сохранилось, и максимально по-хозяйски им распорядиться, а потом приступать к приобретению новых технологических линий. Новый руководитель "Мотовело" Николай Ладутько сообщил, что завершается разработка программы инженерного дооснащения предприятия для производства более качественных велосипедных рам, выполнения двухкомпонентной покраски, производства алюминиевого обода и т.д. "На модернизацию потребуется до $10 млн. Я считаю, что цифры подъемные. Эти финансовые средства необходимы предприятию для выпуска конкурентоспособной продукции", - констатировал он.

Формируется бизнес-план развития предприятия на ближайшие пять лет. Стратегическая задача - восстановление рынка продаж в Беларуси и за рубежом. "Эта задача очень серьезная: рынок теряется за год-полтора, а чтобы вернуться, нужно не менее четырех-пяти лет, - сказал директор "Мотовело". - Причем нужно приложить немалые усилия даже для возврата на отечественный рынок. Ведь в Минске и регионах республики потребители стали отдавать предпочтение зарубежным производителям вело- и мототехники, пусть даже не всегда качественной". И в подтверждение своих слов добавил: "Наши велосипеды - надежные, проверенные временем. Их производством и сборкой занимаются настоящие профессионалы с многолетним опытом работы. Я сам предпочитаю белорусский велосипед".

Николай Ладутько высказал обеспокоенность недобросовестной конкуренцией на белорусском рынке вело- и мототехники: "К нам в страну поступает немало техники без полной налоговой и таможенной очистки". Поэтому ОАО "Мотовело" обратилось в Госстандарт с просьбой ввести идентификационную марку (как это было сделано в свое время с обувью) для вело- и мототехники. "Таким образом потребитель будет защищен от некачественной продукции", - подчеркнул Николай Ладутько. Он выразил надежду, что такая марка будет введена в текущем году, чтобы к следующему сезону активных продаж (март-август) этот идентификационный знак уже действовал.

В 2016 году ОАО "Мотовело" необходимо произвести столько же продукции, сколько в 2014-м. Текущий год - провальный для "Мотовело" (в первом квартале произведено всего лишь 10 тыс. велосипедов и считанные мотоциклы). А оптимальный объем производства, назовем его точкой безубыточности, - начинается от 300 тыс. единиц техники. В свое время главой государства ставилась задача (и такие обязательства брал на себя инвестор) довести выпуск до 500 тыс. велосипедов и 30 тыс. мотоциклов в год.

Как сказал Николай Ладутько, ОАО "Мотовело" обратилось к крупнейшим китайским компаниям с предложением создать совместное предприятие по производству мототехники на минской площадке. "Это параллельный вариант пути выхода из сложившейся ситуации, но первый и магистральный - модернизация производства", - подчеркнул он.

Комитет госконтроля предложил создать республиканскую комиссию по выводу "Мотовело" из кризиса, включить в ее состав вице-премьера, представителей Министерства промышленности, столичных властей (предприятие фактически уже передано Мингорисполкому, остались некоторые юридические процедуры), банков. "Будем совместно определять перспективы развития предприятия", - резюмировал Леонид Анфимов. Предстоит также решить вопрос с "первой линией" заводской территории вдоль Партизанского проспекта (общая территория предприятия - 27 га).

Елена ПРУС

Все комментарии