Решение министров образования стран общеевропейского пространства закрыло белое пятно на европейской карте Болонского процесса. И теперь 48 стран Европы находятся в одной "зоне комфорта". Что же такое Болонский процесс и что ждет систему высшего образования Беларуси в ближайшем будущем, разберем по пунктам.
Законодательная база
Как показало общение с представителями европейских стран в Ереване, многое из того, что знают они о Беларуси, не только надумано, но и не соответствует действительности. Увы, нашу систему образования плохо знают в зарубежных странах. Например, удивительно, что некоторые представители интересовались, когда мы перейдем на двухступенчатую систему высшего образования и введем магистратуру. Так что нам предстоит выполнить работу не только собственно по развитию системы национального образования, но и по пропаганде системы высшего образования в нашей стране среди представителей университетского сообщества, ученых и педагогов стран Европы.
Надо подчеркнуть, что изменения в законодательной базе и главном документе (Кодексе об образовании) были запланированы Программой развития высшего образования Беларуси задолго до принятия решения в Армении о присоединении нашей страны к Болонскому процессу. Присоединение нашей страны к Европейскому пространству высшего образования лишь вносит определенные коррективы и дополнения к принятым нами планам и программе. В последние годы в нашей национальной системе высшего образования приняты важные решения: введена двухступенчатая система, внедрены образовательные стандарты нового поколения, завершается разработка университетских систем менеджмента качества и их сертификация международными агентствами, существует широкая социальная поддержка студентов, значительно расширилась международная академическая мобильность студентов и преподавателей, продолжается работа по внедрению национальной системы зачетных единиц и ее согласование с ECTS, ведется работа по формированию национальной системы квалификаций и многое другое.
В соответствии с общими принципами Болонского процесса теперь мы должны предпринять некоторые дополнительные действия по совершенствованию системы образования. Среди них, например, определенная унификация специальностей, введение приложения к диплому согласно европейскому стандарту, разработка нормативных документов, согласно которым студентам, проходящим стажировку в зарубежных вузах, засчитываются прослушанные курсы в Беларуси и др.
Нам предстоит обычная, можно даже сказать, рутинная работа в законодательной сфере. Но студент или преподаватель ее может сразу и не почувствовать. Ведь процесс приведения нашей системы к стандартам высшего образования Европейского пространства проходит и сейчас, работают ученые, менеджеры в сфере образования, юристы, депутаты. Это каждодневный интеллектуальный труд по разработке тех или иных документов.
И главное - Болонский процесс не подразумевает полную идентичность систем образования. Так что, мы спокойно и без спешки пройдем весь путь совершенствования и модернизации системы высшего образования, доработаем там, где это необходимо, законодательство, но с учетом национальных особенностей Беларуси. Программа развития высшего образования предусматривает глобальную работу университетов по совершенствованию материальной базы, формированию научных школ, поддержке преподавательского состава, кадровой номенклатуре, взаимодействию с учебными заведениями в Беларуси и за рубежом.
Кредитно-модульная система
В Беларуси разрабатывается приложение к диплому о высшем образовании европейского образца. Необходимость введения документа в таком формате обусловлена в том числе и вхождением в Болонский процесс. В приложении должны быть отмечены пройденные курсы, оценки и вместо "часов по курсам" количество так называемых кредитов по ним, а также общее количество кредитов, которое студент набирает за время своего обучения. Кредит - это своеобразная мера курсов и предметов. Каждый курс/предмет "стоит" определенное количество зачетных единиц/ баллов. Обучающийся наряду с обязательными дисциплинами выбирает себе дополнительные предметы, заранее зная, сколько он должен "заработать" кредитов как за семестр, так и за весь цикл обучения.
Такой выбор предоставляется главным образом старшекурсникам, а на первом-втором курсах в основном изучаются обязательные дисциплины. В переходе на систему кредитов нет ничего пугающего. Когда были введены новые образовательные стандарты, то еще на стадии разработки была создана система учебных курсов, кратная по часам 17 учебным неделям, то есть учебные курсы в белорусских вузах - 34 часа, 68 часов и т.д. Это было сделано для того, чтобы потом их было легко пересчитать в кредиты.
Эту систему не нужно путать с 10-балльной оценкой знаний, которая введена во всех учебных заведениях Беларуси. Такая оценка выставляется студенту за проявленные им знания по предмету, а кредиты оценивают "трудоемкость" собственно самого предмета. Наши университеты без особых проблем уже сейчас постепенно вводят кредитную систему. Такие большие вузы, как БГУ или БГУИР, готовы в полной мере к этим преобразованиям, некоторым же вузам придется поработать более активно.
Студенческое самоуправление
Конечно, включение Беларуси в Болонский процесс предполагает разработку определенной образовательной политики в «демократичном аспекте», но развитие нашей национальной системы образования абсолютно не противоречит этим установкам.
Например, в Беларуси начал активную работу недавно созданный Республиканский общественный студенческий совет при министре образования. В него вошли представители всех 54 вузов страны. Основная задача студентов, которые выступили с предложением организовать такой совет, - помощь специалистам в поиске конструктивных решений проблем, стоящих перед системой образования, посредством создания условий для широкого общественного диалога, вовлечения в него активной, мыслящей молодежи. В мировом образовательном пространстве идет борьба за студента, за будущее страны. Некоторые говорят, что молодежь слабо участвует в жизни вуза, а другие, что молодежь ленива и не хочет активничать. Хочется подчеркнуть, что это не так. Молодежь в нашей стране активная и креативно мыслящая, выдвигающая идеи по развитию и совершенствованию системы образования и, что важно, принимающая участие в реализации идей. Наши студенты активно включились в обсуждение самых злободневных тем, причем используют они для этого не только обычные формы работы – встречи, но и интернет-сообщество. Так, например, созданы группы в самых популярных социальных сетях и обсуждение вопросов идет гораздо активнее.
Что касается Советов вузов, то и тут работа значительно активизируется. Мы стремимся к тому, чтобы количество представителей студенчества в советах достигло 25% от общего числа профессорско-преподавательского состава. Вместе с тем в некоторых вузах еще необходимо выполнить работу и раскачать инертность студентов.
Стажировка, практика, включенное обучение
Некоторые считают, что с вхождением Беларуси в Болонский процесс будет иметь место массовый отток студентов и специалистов из страны. Твердо уверен, что такого процесса не предвидится.
В Беларуси на сегодняшний день более 7 тыс. студентов и преподавателей ежегодно выезжают на обучение, стажировки, конференции в различные страны как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Сегодня помимо международных грантов на обучение и стажировки значительное количество грантов и финансовой поддержки выделяется министерством образования и вузами. Надеюсь, что теперь таких стажировок будет еще больше. По содержанию мы соответствуем всем требованиям Лиссабонской конвенции, а вот мобильность предполагаем развивать.
Если кто-то думает, что можно поступить в БГУ, например, а потом уехать и закончить Гарвард, то тут также ошибка. Европейская практика в основном такова: в какой вуз студент поступал и начинал учиться, такой вуз он и заканчивает. Стажировки, учеба предполагаются по время учебы на определенной ступени образования. Естественно, можно поменять вуз при переходе на следующую ступень обучения.
Хотелось бы отметить, что у нас сейчас наблюдается положительная тенденция и в возвращении в университеты и на кафедры молодых представителей профессорско-преподавательского состава. Появляются новые возможности и условия для научной работы, есть лаборатории, выделяются значительные средства для выполнения новых исследований и тем.
Вот, например, Беларусь активизирует сотрудничество с Китаем, становится частью Шелкового пути. Под Минском идет активное строительство китайско-белорусского индустриального парка "Великий камень". Об этом уже знают и в Европе. Ко мне в Армении подходили представители стран Балтии и спрашивали, можно ли приехать, зарегистрироваться и работать в Беларуси. Мне кажется, что вступление в Болонский процесс, создание высокотехнологичных логистических центров и производств будет способствовать тому, что в ближайшее время станет тенденцией приезд в Беларусь специалистов не только для получения образования, но и для открытия производств и научных лабораторий.
Что же касается профессорско-преподавательского состава, то включение нас в европейское образовательное движение поможет нашим специалистам активнее продвигать и развивать совместные проекты. Мы сможем обмениваться технологиями, предлагать для внедрения свои образовательные ноу-хау, заимствовать чужие и не только в образовании, но и в науке, промышленности, других областях.
Признание документов об образовании
Конвенция о признании документов об образовании (Лиссабонская конвенция) не предполагает автоматического признания любого документа о высшем образовании в странах, подписавших конвенцию. Она лишь обязывает разработать процедуры проведения признания, установить четкие сроки рассмотрения дел и возможность апелляции.
Есть вопрос и с признанием документов об образовании. Например, белорусские вузы дают своим выпускникам квалификацию, позволяющую сразу же приступить к работе. Западная же высшая школа устроена иначе. Там предполагается бакалавриат - общая базовая подготовка, а уж квалификация и специализация доводится на предприятии или фирме. Какой подход лучше, решает сама страна. Взаимное признание дипломов - не основная цель Болонского процесса и стран - участниц Лиссабонской конвенции. Дипломы признаются и сейчас. Но до признания заказчик, работодатель всегда проверяет, насколько ты соответствуешь тому диплому и той квалификации, которая записана у тебя в документе.
В Беларуси уже разработана определенная программа действий по совершенствованию этого процесса. В Ереване значительная часть дискуссий была посвящена теме, как гарантировать молодежи рабочее место. Увы, но в некоторых европейских странах безработица среди молодежи с высшим образованием достигает 30-35%. Я предложил обратить внимание на то, как этот вопрос решает Беларусь. Уже сейчас во многих странах на обучение в университете государство дает гранты. И этот государственный грант выпускник должен либо отработать, либо вернуть деньги. Безусловно, есть вопросы с тем, как быть если выпускник уехал в другую страну в магистратуру или аспирантуру. То тут должны вступать в силу договоренности между университетами. Так что, есть еще вопросы, в том числе законодательного плана, которые нам необходимо будет урегулировать.
В Европе назрела еще одна проблема, которую обсуждали представители различных министерств образования в Ереване, - многие не успевают закончить за четыре года университет, и этот срок продлевается на пять-шесть лет. В разных странах Европы по-разному относятся к данной проблеме, единого решения на конференции выработано не было.
Очень надеюсь, что включение нас в Болонский процесс увеличит приток иностранных студентов в белорусские университеты. Ведь ранее им зачастую не засчитывались стажировки или включенное обучение в учреждениях образования нашей страны, а теперь этот вопрос будет решен.
Решение о начале процедуры присоединения Беларуси к Европейскому пространству высшего образования Президент принял в 2010 году. Лиссабонская конвенция предполагает признание квалификаций и основные принципы подготовки специалистов. Решения Болонского процесса носят рекомендательный характер. Система развития Болонского процесса, не затрагивая наших интересов, поможет нам следить за образовательными процессами в мировом пространстве и участвовать в них.