Уровень квалификационной подготовки кадров — один из важнейших показателей уровня инновационного развития экономики и качества инвестиционного климата. Многие представители международного бизнес-сообщества отмечают довольно высокую степень подготовки специалистов в нашей республике, что является серьезным конкурентным преимуществом в сравнении с другими развивающимися странами. На пресс-конференции, предшествовавшей Дню немецкой экономики, который недавно прошел в Беларуси, прозвучала интересная, на мой взгляд, идея: использование в нашей стране так называемой системы дуального образования, с успехом работающей в Германии, может в перспективе значительно повысить качество подготовки специалистов. Безусловно, речь не идет о желании слепо скопировать немецкую систему: Беларусь и Германия — не близнецы, а государства с определенными особенностями исторического и экономического развития. Но всесторонне изучить систему и понять, что может быть взято и использовано в наших условиях, было бы полезным.
Дуальное образование предусматривает такой тип обучения, при котором теоретическая составляющая проходит на базе учреждения образования, а практическая — на рабочем месте. Предприятия-работодатели делают заказ на подготовку конкретных специалистов и принимают участие в разработках и составлении учебных программ. Итог — получают готовых работников, которые имеют востребованные навыки, позволяющие немедленно и эффективно включиться в рабочий процесс.
При такой системе выигрывают все: и государство, и предприятие, и специалист. Государство дает возможность предприятиям и компаниям подготовить для себя необходимых специалистов, одновременно решая важнейший вопрос смены поколений кадров с минимальными финансовыми издержками. Молодые специалисты начинают получать зарплату уже в процессе обучения и практики, а работодатель впоследствии гарантирует рабочее место.
Система выглядит привлекательно, и, как мне кажется, она облегчает решение некоторых важных вопросов, возникающих при обучении и трудоустройстве специалистов. Такой подход может стать действенным методом контроля спроса и предложения на рынке труда, когда возникает серьезный дисбаланс. Качественная сторона обучения также чрезвычайно важна: человек будет получать преимущественно такие современные знания и навыки, которые будут востребованы именно в той отрасли, в которой он планирует трудиться, — это значительно повышает его конкурентоспособность в перспективе. У студента не будут возникать вопросы о необходимости изучения тех или иных дисциплин: «на что нажать и где схалтурить», программы обучения будут составляться в сотрудничестве с работодателями и в соответствии с требованиями времени и конкурентной среды. Поэтому не стоит забывать, что требования и к работникам предъявляются соответствующие: предприятия и компании, в которых мечтают трудиться многие, выбирают лучших...