Азербайджан ежегодно теряет миллионы долларов, которые идут на развитие других стран. Речь идет об использовании виртуального инструмента под названием интернет, в котором присутствуют такие гиганты, как Google, Facebook, Twitter и другие. Колоссальный поток денежных средств из многих стран, в том числе из Азербайджана, течет в эти компании, сообщает агентство Trend.
Trend приводит в пример показатели рекламного рынка Азербайджана. В 2013 году рынок рекламы страны оценивался примерно в $93 млн, а в 2014 году этот показатель вырос на боле чем 18%, что наглядно демонстрирует рост и расширение рынка.
Половина доходов рекламного рынка Азербайджана приходится на долю телевидения, а вторую половину примерно поровну делят интернет и печатные СМИ. Таким образом, на долю интернет-рекламы приходится около $25 млн в год.
Рынок рекламы в Азербайджане в настоящее время находится на стадии развития. В этой связи он нуждается в том, чтобы реклама приносила доходы, а полученные от нее средства оставались в стране. И одним из эффективных методов для удержания средств от рекламы в стране является создание национальной поисковой системы. Именно национальная поисковая система сможет сохранить многомиллионные доходы от интернет-рекламы, которые будут призваны способствовать развитию локальных IT-компаний, и, конечно же, самой страны.
Что касается качества поиска контента, то разработанный "с нуля" азербайджанскими программистами национальный поисковик однозначно может намного эффективнее выдать результаты поиска, нежели локализованная версия того же Google.
Как отмечает Trend, по этому пути сегодня идут многие страны. К примеру, подавляющее большинство пользователей российского интернета предпочитают использовать локальные поисковые системы Яндекс, Rambler и другие. Также по пути создания собственной поисковой системы пошел и Китай (поисковик Baidu), кроме того Турция готовится инвестировать 100 млн турецких лир в создание национальной поисковой системы.
Одной из главных целей создания поисковых систем (не считая их экономической эффективности), является информационная безопасность. Не секрет, что все ключевые слова (которые могут привлечь внимание спецслужб), заданные пользователями в поисковой строке, заносятся в статистику поисковика Google, что уже свидетельствует о важности создания локальных поисковиков и социальных сетей.
В связи с этим Trend отмечает, что в свое время силовые ведомства США потребовали от Google и Facebook не переходить на новую систему кодирования, так как это может ограничить их возможности в получении информации разведывательного характера. Кроме того, можно вспомнить и инцидент с прослушиванием телефонных разговоров официальных лиц ряда европейских стран.
У Азербайджана есть все возможности для создания собственной поисковой системы. Определенные компоненты национальной поисковой системы на сегодняшний день уже реализованы, и проект может быть осуществлен после получения необходимого финансирования.
Для реализации проекта также требуется большая техническая поддержка. Первичную же версию можно будет запустить, используя ресурсы нескольких сотен компьютеров, которые будут хранить и ежедневно индексировать информацию.
Проект приобретет еще большую актуальность после запуска в эксплуатацию Трансевразийской суперинформационной магистрали (TASIM), одним из важных преимуществ которой станет то, что региональный трафик (видеоконференции, фильмы, игры и так далее) будет удерживаться непосредственно внутри этой единой сети. Поэтому национальный поисковик может использоваться при доставке информации конечному пользователю по более приемлемым ценам.
Азербайджаноязычный контент не так велик, как число пользователей, которых он интересует. Многие пользователи не проявляют активности в поиске информации на других языках, что является основополагающим фактором, свидетельствующим о необходимости создания национального поисковика, резюмирует Trend.