Если вы просто копия Ленина или его жены Крупской, Сталина, Николая II, то можете стать героями нового сериала Андрея Кончаловского. Всемирно известный режиссер 20 августа отметит свой 85-й день рождения. Вспоминаем фильмы, где он снимал непрофессиональных актеров.
Этот фильм мог сделать только агент ЦРУ
"История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" пролежала на полке 20 лет! Почему? Председатель КГБ Владимир Семичастный на картину отреагировал так: "Асю Клячину" мог сделать только агент ЦРУ". А все потому, что главные герои, по его мнению, какие-то неполноценные: хромая, горбатый, беспалый. Да еще в кадре не почитаемые актеры, а вообще сельчане. Кончаловский не хотел снимать Мордюкову да Рыбникова - любимых киногероев того времени, ему виделись в ролях обычные люди, хотелось правды жизни, без прикрас. Как он потом вспоминал:
- Я понял, что, если буду снимать профессионалов, не преодолею штампа, примелькавшегося "киноколхоза". И мне снимать будет неинтересно, и зрителю - неинтересно смотреть. Нужны неактеры.
Ассистенты режиссера колесили по весям и городам, искали подходящие лица. А один из них сам нашелся. В клубе самодеятельных актеров в Суздале знакомились с кандидатами, в это время там находился электрик - выворачивал лампочки. В какой-то момент он громко отреагировал на все: "Ерунда! Я лучше могу!" Кончаловский предложил ему сыграть сценку: что ты сделаешь, если я тебе не хочу возвращать трешку? Работяга схватил режиссера за ворот так, что тот час же был утвержден на роль. Так обычный электрик Геннадий Егорычев вошел в историю мирового кино.
Но все же главную героиню исполнила профессиональная актриса Ия Саввина. В титрах сказано, что в ленте три актера: Саввина, Соколова и Сурин. Но Александр Сурин - человек из съемочной группы, режиссер.
Все, что говорила Саввина на камеру - реальные воспоминания
Жители села Безводное Горьковской области летом 1966 года активно снимались в различных сценах фильма про Асю. В эпизоде проводов в армию, например, собрали массовку в двести человек.
Ию Саввину определили в избу Клячина, вместе с ней там проживали четыре женщины - прабабушка, бабушка, мама и дочь. Все, что потом актриса рассказывала на камеру, - это их семейные воспоминания. Про убийство из ревности, про подарок от художника - картину - и про икону, на которую смотрел один из Клячиных, когда умирал.
Сценарий переписывался по ходу съемок. Но сняли фильм быстро - фактически за период сбора урожая.
Хвалебный отзыв и… картину запрещают
Читаем заключение художественного совета творческого объединения "Товарищ" после сдачи ленты:
- В результате поразительного эффекта от сочетания профессиональных и непрофессиональных актеров, крупного и своеобразного таланта режиссера А. Михалкова-Кончаловского, пошедшего на эксперимент, высокого класса работы оператора Г. Рерберга и художника М. Ромадина, мастерства звукооператора Р. Маргачевой - получилась картина не просто хорошая и даже отличная. Родилось произведение принципиально новое в нашем кинематографе.
Однако через три недели картину запретили. Только в декабре 1987-го показали "Асю Клячину", и ее сразу оценили по достоинству. Как зрители, так и критики: это шедевр! "Ася Клячина" была награждена Главным призом Всесоюзного фестиваля в Баку и Государственной премией, ее отправили и на зарубежные кинофорумы.
Вот что сказал Андрей Кончаловский о своем фильме:
- Мне очень хотелось запечатлеть на пленку неприхотливое течение жизни. В то время мы с Андреем Тарковским много думали о принципах изложения сюжета. Нельзя ли просто хроникально зафиксировать жизнь человека в каждый ее момент, ничего не отбирая, а потом смонтировать, отжав все неинтересное на монтажном столе? Думаю, что воздействие "Аси" на искушенного зрителя било наотмашь по простой причине. Простая жизнь пронзала своей болью, своей нищетой, своей замороженностью. Ибо нельзя было в той Советской России быть несчастным. Не разрешалось. Все были счастливы. А кровь текла… А стоны не стихали….
Получилась трилогия русской жизни
С главными героями "Аси Клячиной" зрители вновь встретились в 1994 году, когда Кончаловский снял своеобразное ее продолжение - "Курочку Рябу". Женщина состарилась - 30 лет минуло, жизнь ее изрядно потрепала. Выпив самогончика, Ася, воспитанная на идеалах развитого социализма, начинает беседовать со своей курицей. Эта птица - тоже главная героиня ленты, и для нее реплики нашлись. В один из дней несушка приносит золотое яичко, вот тут-то и начинается самое интересное.
Еще один максимально приближенный к документалистике художественный фильм Кончаловского, вышедший в 2014-м, - "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". Эту ленту многие считают завершением трилогии режиссера о российской глубинке, которую он начал в 1967 году "Историей Аси Клячиной", в 1994-м продолжил "Курочкой Рябой". Хотя сам маэстро утверждает, что все русские картины могут сложиться в хронологию русской жизни того или иного периода.
В кадре было только два профессиональных актера
Главный герой Алексей Тряпицын играет сам себя. Этим именем его нарекли родители и эту фамилию он унаследовал от отца. И работал он на время съемок почтальоном. Фильм назван в честь него. Разве это не счастливый случай? Алексей выдержал кастинг в 50 претендентов со всей необъятной России - его лицо оказалось наиболее фактурным.
Как вспоминал Кончаловский, задумка была в том, чтобы снять историю про человека, который имеет профессию, позволяющую ему общаться со многими людьми. И лучше всех, на его взгляд, подходил именно почтальон. Не врач, а именно представитель этой службы, который нередко является единственным связующим звеном между одинокими жителями глухих бездорожных деревень. Это правда жизни. В монологах героев нет фальши. Сценарий писался по ходу создания картины. Такое ощущение, что камеры расставили по Плесецкому району Архангельской области, где по долгу службы бывал почтальон, и мы можем наблюдать за буднями ее обитателей. В кадре из профессиональных актеров - только Ирина Ермолова да юное дарование Тимур Бондаренко, местные играют самих себя. Такой художественно-документальный прием.
Фильм получил немало окликов - от восторженных до негодующих. Собрал множество наград, в том числе "Серебряного льва" Венецианского фестиваля.
Весной Андрей Кончаловский объявил народный кастинг, через который планирует найти людей с максимальным портретным сходством с реальными историческими личностями. Так как сериал будет посвящен периоду истории, который привел к Великой Октябрьской революции, то и претенденты на роль должны быть похожи на вождя мирового пролетариата, его преемника, последнего российского императора, царского друга из Сибири и других известных особ. Кто знает, может, и среди наших читателей есть будущие звезды. Поторопитесь заявиться на кастинг, который легко найти в интернете. К концу осени режиссер планирует приступить к созданию сериала.
| Дарья ПОТАПЕНКО, газета "7 Дней", кадры из фильмов Андрея Кончаловского.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
17 мгновений весны. Кто мог сыграть Штирлица и на что обиделся Кобзон?
Звезды сериала "Я заберу твою семью" о родителях, музыке и собственном кино
"Свадьба", "Иван Грозный" и не только. Вы знали, что эти фильмы снимали во время войны?