Совет общественности при ФАС проводит анализ жалоб продавцов маркетплейсов, связанных с автоматическим добавлением товаров в распродажные акции. Часто продавцы узнают об этом только после факта и страдают от неожиданных скидок, которые могут идти до 50%. В связи с этим они обратились в ФАС с просьбой проверить законность таких действий со стороны маркетплейсов. Об этом сообщает БЕЛТА.
Отмечается, что инициатива обращения к главе ФАС Максиму Шаскольскому исходила от члена общественного совета Алексея Кожевникова, представляющего АНО "Цифровизации и новых технологий". В ведомстве подтвердили получение этого обращения.
Согласно заявлению президента АКИТ Артема Соколова, данный вопрос был вынесен на обсуждение в рамках заседания службы.
Один из продавцов поделился, что ведущие маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, начали вводить политику автоматических распродаж с конца весны -начала лета 2024 года.
Первоначально участие продавцов в акциях было добровольным, но с осени товары стали включаться по умолчанию.
Это требует от продавцов оперативно уведомлять маркетплейсы о нежелании участвовать, что создает определенные трудности.
Цель таких акций заключается в освобождении складских мощностей от неликвидного товара, особенно в периоды пикового спроса.
Однако, по словам Алексея Кожевникова, многие товары, участвующие в акциях, принадлежат самим продавцам. Компания Wildberries заявила, что информирует продавцов о распродажах за три дня и недавно предоставила опцию установки минимальной цены, с возможностью исключать товары из акций.
Ozon также позволяет устанавливать минимальные цены и утверждает, что участие в распродажах улучшает позиции товаров в поисковой выдаче.
Министерство экономики раньше предлагало запретить маркетплейсам менять цены без согласия продавцов и закрепить это в законопроекте о платформенной экономике. Однако сроки принятия законопроекта остаются неясными.
Алексей Кожевников подчеркивает, что в процессе автоакций маркетплейсы фактически диктуют условия бизнеса продавцам, хотя их деятельность регулируется антимонопольным законодательством.
Елена Кузнецова, руководитель антимонопольной практики в "Рустам Курмаев и партнеры", считает, что ФАС может выявить случаи злоупотребления доминирующим положением со стороны крупных маркетплейсов, таких как Wildberries и Ozon.
Она отмечает, что, лишая продавцов контроля над ценами, маркетплейсы делают их зависимыми, что может привести к росту цен для потребителей из-за отсутствия альтернативных вариантов покупок.
В апреле 2024 года ФАС уже направляла предписания маркетплейсам за нарушения закона о защите конкуренции, касающиеся изменения тарифов и правил работы продавцов.
Тем не менее, как полагает партнер "Меллинг, Войтишкин и партнеры" Надия Гореславская, скоординированные действия могут быть признаны допустимыми, если будет доказана их позитивная роль.
Отмечается, что инициатива обращения к главе ФАС Максиму Шаскольскому исходила от члена общественного совета Алексея Кожевникова, представляющего АНО "Цифровизации и новых технологий". В ведомстве подтвердили получение этого обращения.
Согласно заявлению президента АКИТ Артема Соколова, данный вопрос был вынесен на обсуждение в рамках заседания службы.
Один из продавцов поделился, что ведущие маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, начали вводить политику автоматических распродаж с конца весны -начала лета 2024 года.
Первоначально участие продавцов в акциях было добровольным, но с осени товары стали включаться по умолчанию.
Это требует от продавцов оперативно уведомлять маркетплейсы о нежелании участвовать, что создает определенные трудности.
Цель таких акций заключается в освобождении складских мощностей от неликвидного товара, особенно в периоды пикового спроса.
Однако, по словам Алексея Кожевникова, многие товары, участвующие в акциях, принадлежат самим продавцам. Компания Wildberries заявила, что информирует продавцов о распродажах за три дня и недавно предоставила опцию установки минимальной цены, с возможностью исключать товары из акций.
Ozon также позволяет устанавливать минимальные цены и утверждает, что участие в распродажах улучшает позиции товаров в поисковой выдаче.
Министерство экономики раньше предлагало запретить маркетплейсам менять цены без согласия продавцов и закрепить это в законопроекте о платформенной экономике. Однако сроки принятия законопроекта остаются неясными.
Алексей Кожевников подчеркивает, что в процессе автоакций маркетплейсы фактически диктуют условия бизнеса продавцам, хотя их деятельность регулируется антимонопольным законодательством.
Елена Кузнецова, руководитель антимонопольной практики в "Рустам Курмаев и партнеры", считает, что ФАС может выявить случаи злоупотребления доминирующим положением со стороны крупных маркетплейсов, таких как Wildberries и Ozon.
Она отмечает, что, лишая продавцов контроля над ценами, маркетплейсы делают их зависимыми, что может привести к росту цен для потребителей из-за отсутствия альтернативных вариантов покупок.
В апреле 2024 года ФАС уже направляла предписания маркетплейсам за нарушения закона о защите конкуренции, касающиеся изменения тарифов и правил работы продавцов.
Тем не менее, как полагает партнер "Меллинг, Войтишкин и партнеры" Надия Гореславская, скоординированные действия могут быть признаны допустимыми, если будет доказана их позитивная роль.