В большинстве случаев белорусы планируют отпуск на морском побережье. Но есть и те, кто выбирает совершенно другой вид отдыха. Корреспондент "7 дней" проехал по самой опасной и в то же время самой живописной дороге Старого Света, расположенной в румынских Карпатах, заглянул к графу Дракуле и поделился своими впечатлениями.
Для туризма или войны?
Трансфагараш, или Трансфагарашское шоссе, – горная дорога, которая простирается в румынских Карпатах более чем на сотню километров. Узкая полоса асфальта, пересекающая горный массив, соединяет Валахию и Трансильванию – крупные исторические области страны. Приказ о постройке трассы в начале 1970-х отдал руководитель социалистической Румынии Николае Чаушеску. И сразу же появилось несколько версий, зачем она была нужна. Одна – официальная, вторая – конспирологическая.
Согласно позиции властей, дорогу строили для развития туристического потенциала страны. Но в народе поговаривали, что шоссе здесь появилось совершенно с другими целями: оно значительно облегчало переброску войск в случае военного конфликта с юга на север страны. Некоторая логика в этом есть. В паре сотен километров на юго-восток от шоссе расположена столица Румынии Бухарест, севернее – Клуж, один из крупнейших городов.
Так или иначе, дорогу строить все же начали. На работы ушло без малого четыре года. Шоссе возводили в основном усилиями румынской армии и в сложных условиях. Пришлось проводить немало взрывных работ в горной породе, чтобы заложить основу будущей дороги, а заодно пробить несколько тоннелей. На эти цели ушло 6 тысяч тонн взрывчатки. Только по официальной информации, во время работ погибло около 40 человек, по другой – как минимум несколько сотен.
Нарочанка, Вилия… А может, Страча? Куда отправиться для сплава на байдарке в Беларуси
В 1974 году дорогу официально приняли в эксплуатацию. Ее длина – 90 километров. Однако у путешественников есть всего несколько месяцев, чтобы проехать по ней: с конца октября по июль она полностью закрыта. К тому же на всем протяжении установлена единая скорость – 40 км/ч.
С юга или севера
За несколько лет весть о необычной трассе разлетелась среди тысяч автолюбителей. Сюда потянулась вереница путешественников со всех уголков земного шара.
С какой стороны лучше начинать путь? Почему-то сложилось мнение, что с севера на юг. В моем случае получилось наоборот: мы двигались из Румынии в Венгрию со стороны Бухареста. Забегая наперед, отмечу, что это было отличным решением.
От Бухареста до Трансфагарашского шоссе можно добраться по неплохому 160-километровому четырехполосному шоссе. При крейсерской скорости на это уйдет максимум два часа. По пути есть заправки, и если топлива в баке немного, то лучше пополнить запасы здесь. На Трансфагарашском шоссе таких станций нет.
Стоит только выехать из Бухареста, чувствуется приближение гор, постепенно появляется все больше холмов, а вот автомобилей становится меньше. Городские пейзажи сменяются типично сельскими.
Ночевка в предгорье
Условной начальной точкой Трансфагарашского шоссе считается небольшой городок Куртя-де-Арджеш. Мы же проехали немного дальше, до села Корбень, где оказались ближе к вечеру и решили заночевать. Во-первых, передвижение по дороге в темное время суток запрещено, во-вторых, хотелось прочувствовать местный сельский колорит.
Что касается места для ночевки, то с этим в деревнях близ Трансфагараша проблем нет. Местные активно сдают жилье туристам. Заказать номер или комнату можно через сайты-агрегаторы. Нет претензий к качеству и сервису – все чисто, аккуратно и недорого. Номер на одного обойдется в 20-30 долларов. При многих отельчиках и гостевых домах работают небольшие магазины. При необходимости владельцы продадут вам товар хоть ночью. Также практически в каждом населенном пункте есть кафе с меню на английском. Еда – на приличном уровне. А вот со знанием иностранного у персонала проблемы. Спасает язык жестов.
Ночевка в предгорье дает особые эмоции. Маячащие на горизонте двухкилометровые пики, местами покрытые снегом, настраивают на новые яркие впечатления. Красно-багровый закат усиливает это предвкушение в разы. А еще интересно познакомиться с размеренной жизнью румынской деревни. По узенькой дороге не спеша бредет запряженная в телегу лошадь, на обочине лениво разлеглась корова, а мимо проносятся десятки машин из разных стран – от Португалии до Монголии.
В гости к графу
Стартовать по шоссе лучше всего утром – часов в 6-7. В это время, если на небе яркое солнце, еще не так жарко. Кроме того, по дороге встречается гораздо меньше машин.
Первое "вау" вы скажете спустя несколько километров пути, когда по правому борту авто обнаружите пропасть в несколько сотен метров. А ограждения… нет! Лишь несколько сиротливых бетонных блоков разделяют автомобиль и бездонную пропасть. Ощущения обостряются при въезде в тоннели, где осталась нетронутой горная порода. Все это подчеркивается красотами первозданной природы.
Впрочем, первые впечатления быстро притупляются. И иной путешественник задастся вопросом: что здесь делать, кроме как ехать? В таком случае мы вам рекомендуем остановиться примерно через 20 километров после начала дороги – у поселения Арефу. Там расположен замок Поенарь. Он, если верить преданию, был основан Владом III Цепешем. Да-да, тем самым кровожадным Дракулой. Сейчас от замка остались преимущественно руины. На территорию можно попасть и самостоятельно, и с экскурсией. Есть близ замка и кафе.
Куда съездить в отпуск в Беларуси: озеро для перфекциониста и настоящая пещера
От исторического туризма можно перейти к промышленному. Всего в нескольких километрах расположено озеро Видрару с одноименной ТЭЦ и плотиной. Пожалуй, это одно из самых многолюдных и оживленных мест Трансфагараша. Трасса проходит аккурат по гребню плотины, высота которой достигает 170 метров! Зрелище завораживающее: слева – гладь огромного озера в декорациях горных вершин, справа – неописуемой красоты арка плотины, уходящая на десятки метров вниз.
Монументальное сооружение возвели, когда трассы еще не было, – в 1966 году. Местная гидроэлектростанция выдает мощность в 220 МВт, обеспечивая электричеством несколько сотен тысяч жителей. Рядом с плотиной есть специальная обзорная площадка. Правда, очередь на нее растягивается на десятки метров.
Здесь слились зима и лето
После Видрару дорога кажется спокойной. Вдоль трассы то и дело встречаются торговцы всяким-разным – от магнитиков и сувениров до домашнего меда и румынской национальной снеди.
Отдельно стоит сказать про трафик на дороге. Он действительно очень плотный даже в будни. На закругленных участках (а их очень много) иной раз собираются длинные пробки. В них можно развлечься разве только тем, что рассматривать номерные знаки скопившихся авто и изучать по ним географию.
Следующая точка маршрута – перевал на двухкилометровой высоте. На пути к нему можно полюбоваться почти нетронутой природой. Долину дороги рассекает множество горных ручьев и небольших водопадов. Вдоль обочин немало живописных мест для ярких фото. А если повезет, удастся встретить высокогорных животных в естественной среде обитания. Например, отары диких и домашних овец.
Дорога от плотины к перевалу занимает около часа. Высшую точку маршрута предваряет длинный, почти в полтора километра тоннель. Дальше – только вниз. Сам перевал напоминает растревоженный улей. Туристов очень много. Но что вызывает удивление, так это… снег! Несмотря на 30-градусную жару, его здесь столько, что не успевает растаять за лето. А зимой, по рассказам местных жителей, наметы достигают шестиметровой высоты.
Чуть ниже перевала в сторону города Сибиу находится еще одна достопримечательность – озеро Быля с одноименным водопадом. Еще его называют "Соколиным глазом". Озеро образовалось в результате схода ледника. По берегам расположено немало отелей и кафе. При желании здесь можно остановиться на несколько дней и вдоволь насладиться красотами румынской жемчужины.
Уездный город с уникальной архитектурой. Если вы не бывали в Речице, там стоит побывать
На перевал ведут пешие маршруты с ночевками на горном склоне. Предложения о восхождении легко найти в интернете. Что нужно знать перед поездкой по Трансфагарашскому шоссе:
· дорога открыта только с июля по октябрь;
· движение разрешено с 6 до 22 часов;
· на всем протяжении дороги действует ограничение скорости в 40 км/ч;
· перед поездкой обязательно проверьте машину. Нередки случаи, когда двигатели "закипают" в процессе подъема наверх;
· рассчитывайте, что путь займет целый день. У нас с осмотром всех достопримечательностей на преодоление сотни километров ушло около 8 часов;
· доверьте управление автомобилем опытному водителю. Трансфагарашское шоссе – серпантин с огромными каньонами по краям дороги.
| Александр НОВОХРОСТ, газета "7 дней", фото автора.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Самолеты, крепость и еноты. Отправляемся в тур по Барановичам и Бресту
Вы знаете, что такое качотта? Собрали самые необычные туристические места Беларуси
Стартуем из Вероны. Как бюджетно путешествовать по Италии и куда точно нужно заехать?