Зимний период - особенно сложное время для вождения. Опасность потерять управление из-за гололеда и снега возрастает в разы, а потому важно заблаговременно подготовить машину, в том числе сменить "обувку". В Беларуси с 1 декабря использование зимней резины на автомобилях обязательно, а за летнюю предусмотрена административная ответственность. Остались ли те, кто еще не "переобул" свой автомобиль? Чтобы узнать, решили выехать на дороги столицы вместе с инспекторами ГАИ.
- Еще в октябре на шиномонтаж свой автомобиль пригнал. Там в это время не бывает очередей. Да и руководствоваться в данном случае нужно не только датой, с которой наступает ответственность за смену резины, но и здравым смыслом. В Беларуси первые заморозки, капризы погоды и снежная каша под колесами который год нас уже в ноябре "радуют", - рассуждает по дороге на место дислокации старший инспектор СП ДПС "Стрела" МВД РБ капитан милиции Игорь Пекарчик. - Вообще, специалисты рекомендуют "переобувать" машину на зиму при установившейся среднесуточной температуре ниже +5…+7°С.Его коллега майор милиции Сергей Прищепа подтверждает, что и он обычно меняет колеса заранее, пока еще нет сезонного ажиотажа.
- Зимняя резина - эффективный способ обезопасить не только себя, но и других участников дорожного движения. Она обеспечивает максимальное сцепление автомобиля с дорогой, повышает эффективность торможения, снижает риск потери управления и заносов. Снег же влияет на сцепление колес с дорогой намного больше, чем дождь и другие летние осадки. Тормозной путь увеличивается не только при резком торможении, но и при плавном замедлении.
Запах, осадок, температура. На что стоит обратить внимание при выборе незамерзайки
- Если вдруг нам встретится нарушитель? Как его наказывать будете? - интересуюсь у экипажа.
- На первый раз выносим письменное предупреждение, а вот если в течение года его остановят за аналогичное нарушение, придется платить штраф в размере 0,5 базовой величины. Сегодня это 16 белорусских рублей, - уточняет Игорь Пекарчик. - Хотя наказание за езду на летней резине будет гораздо жестче, если, скажем, это повлекло создание аварийной обстановки. Там уже другие, гораздо более крупные штрафы фигурируют. Но по опыту прошлых лет знаю, что белорусские водители, а это процентов 90, очень ответственно подходят к данной процедуре и "переобуваются" вовремя. К тому же они понимают, что Госавтоинспекция тоже не дремлет, а потому не хотят лишних неприятностей.
Проверяют не только резину
В справедливости этих слов убеждаемся уже буквально через минут пятнадцать. В микрорайоне Каменная Горка-3 инспекторы тормозят легковушки, грузовики, маршрутки - и у всех на колесах "зима". Не проходят они и мимо других нарушений. Вот, например, водитель Audi оказался без прав. Его тут же пробивают по базе, и выясняется, что бедолага действительно забыл "корочки" дома, а в целом он вполне себе законопослушный водитель.
- Впервые со мной такое случилось. Видимо, спешил на работу и забыл, что права в кармане другого пиджака лежат, - поясняет он.
А вот молодому человеку за рулем Toyota Auris предложили пройти алкотест.
- Никогда раньше этого не делал. Как дышать правильно? - спрашивает он.
- Набираем воздух в легкие и надуваем, как шарик, - поясняет Сергей Прищепа.
Буквально через несколько секунд следует вердикт:
- Все отлично! Счастливого пути!
…Замечаю, как внимательно инспектор рассматривает колеса старенького "Жигуленка".
- Вроде резина летняя, так? - высказываю свою версию.
- Нет, зимняя.
- А как вы отличаете?
- Чисто визуально, и это несложно. Считается, что покрышки для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии маркируются знаком - горная вершина с тремя пиками и снежинкой внутри нее. Или как вариант - знаки "М+S", "М&S", "М S", ну и так называемая "всесезонка". Советуем водителям обращать внимание и на протектор. По правилам зимой запрещено использовать шины с остаточной глубиной рисунка менее 4 миллиметров.
"90 % прилежных водителей"
…И вот, наконец, "повезло": на подержанной Mitsubishi - летняя резина. Пожилой мужчина объясняет, что выезжает в зимнее время крайне редко, а потому посчитал, что не стоит тратиться на колеса и шиномонтаж. Но вот тебе незадача - тут же попался в поле зрения ГАИ. Однако ему еще повезло, ведь на первый раз прощается - инспекторы ограничились устным замечанием.
Вскоре меняем локацию - и та же картинка! Все десять остановленных авто оказываются "переобутыми". Возможно, на такой расклад повлиял и тот факт, что с 1 декабря по 1 марта работники диагностических станций во время техосмотра тоже контролируют наличие на авто зимних шин.
- То есть не зря в начале нашей поездки я про 90 % прилежных водителей вспомнил. Все-таки люди понимают, что экономить на безопасности не стоит, - резюмирует Игорь Пекарчик. - Однако хотелось бы напомнить, что даже на резине, которая соответствует сезону, при неблагоприятных погодных условиях следует ездить осторожно, помня о безопасности. Не гонять, держать дистанцию и тщательно контролировать происходящее вокруг.
Шиномонтажи работают круглосуточно, однако чудес не бывает
Олег Обухович, мастер столичного шиномонтажа:
- В этом году большой наплыв водителей пришелся у нас на вторую половину ноября. Мы работаем круглосуточно, однако чудес не бывает, и ты за свою смену можешь обслужить определенное количество автомобилей. Некоторые в очереди возмущались, что на машину у нас уходит час, а то и больше. Дело в том, что автовладельцы при демонтаже колес просят провести еще и экспресс-осмотр деталей подвески, проверить состояние тормозных шлангов, толщину тормозных колодок, а это дополнительные временные затраты. И это правильный подход со стороны водителя - сезонную смену шин совмещать с диагностикой ходовой части, чтобы любые неприятные сюрпризы выявлять заранее. А мой совет на дальнейшее: постарайтесь "переобуться" раньше, в октябре или хотя бы в первых числах ноября. Тогда эта процедура пройдет без лишней нервотрепки.
| Елена НИКОЛАЕВА, газета "7 дней", фото автора.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Особенности вождения зимой: что обязательно нужно помнить? Советы ГАИ
Как подготовить машину к морозам? Защитите кузов и запаситесь "незамерзайкой"
Зарядить и утеплить. Что нужно сделать с аккумулятором в машине перед холодами