"Грех" является переводом древнегреческого слова hamartia, которое буквально означает "промах" или "ошибка". Другие смыслы: "непопадание в цель", "болезнь", "изъян". Это, по сути, и соответствует понятию греха.
В православном понимании "грех" – это мысли или действия человека, которые разрушают его душу, противоречат заповедям Божиим.
Первородный грех
Первородный грех – это поступок, совершенный Адамом и Евой, который повлиял на весь дальнейший человеческий род.
Человек, сотворенный по образу Божиему, имеет свободную волю. Наши прародители захотели действовать самостоятельно, без Бога. Сорвав запретный плод, они нарушили заповедь Творца. Это решение – жить вне Божией воли – привело к изменению самой природы человека. После грехопадения человек стал смертен и подвержен болезням. Также Адам и Ева больше не могли находиться в чудесном райском саду – Эдеме. После телесной смерти душа человека вынуждена была пребывать в аду, так как рай после грехопадения человеку стал недоступен.
С момента грехопадения прошло очень много времени, прежде чем родилась Дева Мария, ставшая Матерью Спасителя. Иисус Христос даровал людям возможность войти в Царство Небесное, добровольно приняв крестную смерть за весь человеческий род. Именно поэтому Христа называют Новым Адамом.
7 смертных грехов
Выражение "семь смертных грехов" вовсе не означает, что существует определенное количество каких-то поступков или помыслов, которые вредят душе и являются нарушением Божиих заповедей. Просто условно они разделены на семь групп.
Впервые такую классификацию предложил в 590 году святитель Григорий Великий. В XIX веке православный богослов святитель Игнатий Брянчанинов составил список "Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями", содержание которого основывалось на классификации Григория Великого.
Страсть – это своего рода сформированная привычка от многократного повторения одних и тех же грехов, которая стала природным качеством души. То есть человек, имеющий какую-то страсть, не может по своему желанию легко от нее избавиться, даже если она ему уже не доставляет удовольствия, а причиняет страдания. Кстати, слово "страсть" в переводе с церковнославянского языка означает "страдание", "болезнь".
Многие святые отцы давали свое определение понятия страсти. Так, преподобный Иоанн Лествичник говорил, что "страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится".
По сути, смертным грехом является любой грех, поскольку он ведет к смерти души. Святитель Феофан Затворник писал об этом так: "Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно".
Грех разлучает человека с Богом. Без связи с Господом душа черствеет, становится неспособной к переживаниям духовной радости и благодати.
Также важно понимать, что даже после совершения смертного греха у человека есть возможность спастись. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: "Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!"
Также преподобный Исаак Сирин говорил о важности покаяния: "Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного", "Плачущий о грехах своих выше воскрешающего мертвых".
Условное разделение на 7 смертных грехов
Гордость. Гордость присуща тем, кто самодовольно упивается своими достоинствами (настоящими или вымышленными). Гордый человек сначала отдаляется от малознакомых людей, а со временами – от родных и близких. Человек, которым овладела эта страсть, не нуждается в окружающих, его интересует лишь он сам, только в себе он находит источник счастья. Однако испытываемое так называемое "счастье" у гордого человека не является подлинным и не приносит ему настоящей радости. Наоборот, постоянное внутреннее противостояние всему и всем очерствляет душу гордого человека. Таким образом, он становится не способным к любви, дружбе и любому искреннему общению.
Зависть. Завистливый человек испытывает огорчение, раздражение или злость от успехов других. Чувство зависти толкает его к совершению плохих поступков и даже преступлений. Но даже если завистливый человек не нарушает закон и открыто не демонстрирует то, что происходит в его душе, от этого ему не становится легче. Такое страшное восприятие мира будет мучать душу завистника, не позволяя ему ощущать искреннюю радость и любовь.
Чревоугодие. Этот грех делает человека рабом своего собственного желудка. Причем чревоугодие может проявляться не только в поедании пищи в огромных количествах, но и в избирательности блюд, в предпочтении изысканных кулинарных шедевров простой пище. Для таких людей еда становится целью жизни, а не средством ее поддержания.
Блуд. Беспорядочные связи, измены в браке – это все виды греха блуда у людей. Также к блуду относятся непристойные фантазии, так как основа телесной страсти находится в воображении. Также к блуду относится все то, что может вызвать у человека телесный грех.
Гнев. Гнев – свойство души, которое было дано Богом для того, чтобы человек отстранял от себя все греховное, неуместное, неприличное. Грех изменил это полезное чувство в душе человека, и тот стал переносить гнев на своих близких по самым незначительным поводам. Гнев в человеке рождает обиду, ссоры и может довести даже до преступления.
Сребролюбие (алчность). Данная страсть может проявляться не только у людей с высоким достатком. Алчность – это не наличие богатства, а болезненное желание души иметь как можно больше земных благ.
Уныние. Это греховное состояние, когда человек перестает доверять Богу, концентрируясь лишь на своих переживаниях.
Очень важно не путать уныние (которое, кстати, может быть вызвано другими грехами) с физическими заболеваниями, которые имеют схожие признаки и требуют срочной медицинской помощи помимо духовной.