ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 27 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +2°C
Все новости
Все новости
Социум
23 декабря 2022, 15:55

Большой театр для детей. Почему стоит сводить ребенка на оперу "История Кая и Герды"?

На исторической сцене Большого - премьера оперы Сергея Баневича "История Кая и Герды" ("Снежная королева"). Современный классик, написавший поистине гениальную музыку к сказке знаменитого датчанина, считал, что эта история "повествует о том, как легко потерять и как трудно найти себя". Беседуем с автором спектакля, главным режиссером Большого театра Беларуси Анной Моторной о том, почему важно с раннего детства знакомить ребенка с оперой и какие тайные метафоры скрыты в сказке о Снежной королеве.

- После ваших успешных, громких спектаклей "Фауст", "Дикая охота короля Стаха" и "Любовный напиток" постановка оперы "Снежная королева" по мотивам сказки-притчи Андерсена - очень неожиданное решение. Как оно родилось?

- На мой взгляд, не существует разницы между детским и взрослым репертуаром. Дети - наш потенциальный зритель, и задача - приобщить их средствами музыки к высокому искусству. Начинать работать над воспитанием публики Большого нужно именно с детского репертуара. В юбилейный 90-й сезон мы принципиально занялись созданием целого ряда проектов для юных зрителей. К 1 июня планируем провести акцию "Большой театр для детей". Программа будет в необычном формате - день открытых дверей, флешмоб, концерт с участием наших оперных звезд.

Театр в этом году начал большую целенаправленную работу над образовательными и просветительскими проектами для детей, и уже сегодня в наши экскурсии добавлены театральные проекты, которые позволяют расширить представление ребенка о волшебном мире оперы и балета. Безусловно, с ранних лет человек должен учиться понимать академическое искусство, используя затем приобретенные знания и эмоциональный опыт для развития собственной личности.

- Опера - один из самых сложных музыкальных жанров, причем серьезных, не развлекательных. Неподготовленному слушателю, тем более ребенку, нелегко насладиться этим искусством. "История Кая и Герды" ("Снежная королева") - полномасштабная двухактная опера, она длится около двух часов. Не много ли это для ребенка?

- Возможно, в первый раз родители посчитают разумным привести сына или дочку только на первый акт, но по мере взросления дети смогут легко "осилить" весь спектакль. Рано или поздно уже ставшие традицией культурные походы в театр выработают вкус, пространственное мышление, значительно расширят интересы и сформируют целостную картину мира ребенка. Классическая музыка обладает огромной силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе и миру переживаний. Сказка Андерсена в представлении Сергея Баневича - абсолютно уникальное произведение, которое наполнено необыкновенными мелодиями, очень яркими и выразительными контрастами, то есть в ней сформирована система музыкальных образов, которые не распыляют внимание, а сосредотачивают и заставляют человека думать.

- "История Кая и Герды", наверно, войдет в постоянный репертуар Большого?

- Мне кажется, эта сказка должна жить в репертуаре нашего театра. И сколько бы ни поставили "Снежных королев", причем в разных версиях, самый важный компонент все равно останется - абсолютно гениальная музыка Баневича. Сказка Андерсена по форме изложения легкая, но очень глубокая по содержанию и философскому наполнению, что расширяет ее возрастные границы. Это настоящая книга жизни, рассказывающая о вечных ценностях и силе духа человека. Только настоящая любовь может победить ледяную вечность. И если она живет в сердце, то как бы трудно нам ни было, через какие испытания ни предстало бы пройти, мир не умрет.

- Удалось ли передать в музыке филигранно выписанные Андерсеном эпизодические образы, к примеру, той же Маленькой разбойницы, которая при встрече с доброй девочкой меняется на глазах?

- Зритель услышит музыку, где отразилась вся палитра чувств, которые только может пережить человек. Сцена Маленькой разбойницы и Герды - одна из самых трогательных в спектакле. Самоотверженность главной героини покоряет сердце дочери Атаманши, она отпускает свою новую подругу и дает в проводники Северного оленя. "Я тебя... ну… наверно… полюбила…", - говорит Маленькая разбойница, а после ее признания звучит музыка, заставляющая слушателя рыдать. Возникает тот самый катарсис, очищение духа через испытания, которое человек ощущает при встрече с настоящими образцами искусства. Сколько ни пытаюсь взять себя в руки при виде этой сцены, профессионально "нажать на кнопочку", не поддаваться эмоциям не получается. Все равно плачу.

- Каким выдался для вас 2022 год?

- Начался он с большого и очень значимого для меня проекта "Святло каляднай зоркi", представленного на церемонии вручения премии "За духовное возрождение". Понимала уровень ответственности и постаралась в качестве режиссера этого концерта сделать все, чтобы он соответствовал масштабу события. Затем был Рождественский бал в Большом, одно из главных событий культурной жизни столицы. Потом планы нарушил ковид, и я попала в больницу. На февраль выпал мой юбилей, а 10 марта предложили должность главного режиссера нашего прославленного коллектива, что расценила как большую честь. Затем - концерт ко Дню Независимости, премьера оперы Гаэтано Доницетти "Любовный напиток", общественно-культурный проект "Большой за рубль". В конце октября представили на исторической сцене Большого театра России национальную оперу Владимира Солтана "Дикая охота короля Стаха". Пожалуй, это было для нас одно из самых значимых событий. В декабре - XII Минский международный Рождественский оперный форум, а в конце месяца - премьера "Снежной королевы". Как видите, год очень продуктивный, и я была творчески востребована как никогда.

Если хотите заглянуть в волшебный мир Андерсена, где за ширмой красоты таится коварство, побывать в логове лесных разбойников, узнать, что такое подлинное великодушие и благородство, и оказаться в чертогах самой Снежной королевы, то непременно должны увидеть этот спектакль.

Музыка - основа основ, она взаимосвязана со всеми видами и жанрами художественного творчества - будь то кино, мультипликация, мюзикл, драмтеатр, архитектура, поэзия, живопись. Синтез искусств, позволяющий эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве, - наше все. Опера - высшая ступень этого синтеза.

| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото с сайта Большого театра Беларуси.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

"Такие же, как мы". Почему спектакль о детях из концлагеря Красный Берег так трогает?

"Западает в душу очень сильно". Как белорусская пара воссоздает древние знамена?

Зрители плакали. О чем пьеса "Гурьянов", которую поставили в Молодежном театре эстрады?

Топ-новости
Свежие новости Беларуси