19 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Министр образования Михаил Журавков считает необходимым развивать институт наставничества для поддержки молодых педагогов. Об этом говорится в его статье, опубликованной в газете "СБ. Беларусь сегодня", сообщает БЕЛТА.
Как отметил Михаил Журавков, к преподавательской деятельности нужно привлекать талантливых, склонных к такой работе и желающих быть педагогами людей. Для студентов необходимо организовать не только качественную систему обучения, но и продуманную педпрактику с возможностью учиться у лучших педагогов-новаторов непосредственно в школе. А в учебных заведениях важно обеспечить адресную поддержку каждому учащемуся. Только так можно достичь высоких результатов в целом.
"Для достижения необходимых целей (повышения качества системы образования. - Прим. БЕЛТА) в том числе нужен институт наставничества для поддержки молодых педагогов. Идея эта, к слову, получает в нашей стране все большее распространение", - сказал министр.
Рассуждая над термином "качество учителя", министр отметил, что в это понятие вкладывается и профессионализм, и желание выполнять такую важную функцию, как воспитание, и многое другое. "Невозможно дать другим то, чего у тебя нет: ученикам проблематично окончить школу на должном уровне, если их учителя не обладают соответствующими знаниями, умениями и навыками. Кроме того, сегодня основной задачей образования становится не накопление знаний, а развитие аналитических способностей у школьников и умение анализировать и обобщать информацию. Чтобы педагог мог дать это, он должен меняться сам, как и его профессиональная компетентность и навыки, условия работы и жизни. Иначе все планируемые преобразования и новации будут обречены", - считает Михаил Журавков.
Умение привлечь к профессии учителя подходящие кадры - решающее условие повышения качества обучения. Это не раз доказывали наиболее эффективно работающие системы образования, которые как раз и отличаются стабильностью привлечения качественных кадров - все благодаря специальным системам отбора поступающих на программы подготовки учителей, что приводит к повышению статуса профессии. Так, в Республике Корея в учителя набирают из 5% лучших выпускников школ, в Финляндии - из 10%, в Сингапуре - из 30%, а в США созданы специальные программы для привлечения в педагоги лучших выпускников престижных вузов.
"В начале 2000-х среди наиболее популярных стратегий реформ школьного образования были такие инициативы, как представление школам большей автономии и сокращение численности учеников в классах. Анализ эффективности подобных мер (в том числе и по опыту внедрения в нашей стране) показал, что они не дали ожидаемых результатов. За последнее время почти все государства Европейского союза и многие из Азиатского региона значительно увеличили затраты на образование, сосредоточив усилия на структурных изменениях. Но при этом лишь немногие добились существенного повышения качества обучения: зачастую оно либо оставалось на прежнем уровне, либо и вовсе снижалось", - сказал Михаил Журавков. Исследования в некоторых штатах и городах США, а также в Сингапуре и Республике Корея продемонстрировали: если двоим семи-восьмилетним ученикам средних способностей дать очень разных учителей (одного - высокой квалификации, а другого - низкой), то результаты их обучения разойдутся за 3 года более чем на 50%. Учащиеся в классах высококвалифицированных педагогов прогрессировали втрое быстрее.-0-