Среди сотен специальностей, которые предлагают наши университеты, особое место занимают социально значимые. Это такие, от которых зависит благополучие всего общества: медики, педагоги, аграрии, инженеры, представители правопорядка… Мы спросили у без пяти минут абитуриентов, которые решили таким профессиям обучиться, чем обусловлено их намерение?
Вероника Вялова окончила 11-й класс средней школы № 44 Витебска и поставила себе цель - стать кардиохирургом. Документы планирует подавать на лечебный факультет в медуниверситет своего родного города.
- Если вдруг не попаду в ряды студентов, то пойду в медколледж, а потом все равно получу высшее медобразование, - рассуждает девушка.
Мечта о белом халате пришла к Веронике, когда ей было… четыре года.
- Моя бабушка тяжело болела, и я помогала родным за ней ухаживать - давала таблетки, приносила воду, - поясняет выпускница. - До сих пор помню, насколько приятное ощущение, что ты можешь помочь человеку, облегчить его боль. Желание посвятить себя медицине еще больше укрепилось, когда я болела сама. Убедилась, насколько важна работа врача или медсестры.
Вероника говорит, что за все это время даже ни разу не подумала о какой-либо другой специальности. Окончив 9 классов, поступила в профильный химико-биологической класс, чтобы глубже изучать предметы, необходимые для поступления в медицинский. Успеваемость по химии - 8 баллов, по биологии - 9. А чтобы еще больше увеличить свои шансы на поступление, девушка взяла целевое направление.
- Льготы, которые даются мне при поступлении в ВГМУ, на мой взгляд, очень серьезные - вместо двух ЦТ и одного ЦЭ нужно сдавать один внутренний вступительный экзамен по профильному предмету, - комментирует Вероника. - Такой расклад придает уверенности.
Еще одна причина, по которой девушка будет поступать на условиях целевого набора, - желание остаться трудиться в родном городе.
- Возможности трудоустройства в Витебске широкие - могу найти себе место в том числе и по кардиохирургии, - поясняет выпускница. - К тому же хочется учиться и знать, что тебя ждут будущие коллеги, готовые помочь получить практический опыт.
По мнению Вероники Вяловой, практика целевого направления подходит тем ребятам, которые привязаны к родным местам и хотят быть полезными своим землякам.
- Лично я не хочу уезжать куда-то от своей семьи, друзей и знакомых, - говорит девушка. - И им нужно помогать, и я в них тоже нуждаюсь.
Милана Сулковская завершила обучение в Фанипольской средней школе № 1. Она считает, что самые лучшие профессии - те, которые не навеяны модой и новыми технологиями, а существовали во все времена. Педагог - одна из них.
- Конечно, от своих ровесников я слышала не раз: зачем тебе учительство, на нем много не заработаешь, есть IT, дизайн, блогерство, - признается девушка. - Но для меня прежде всего важно, что я думаю сама, а также мнение моих родителей.
Мама Миланы преподает биологию, и своей работой, как и уровнем ее оплаты, всегда была удовлетворена. Пойти по ее стопам советов не давала, но Милана считает, что именно ее пример стал определяющим в выборе педагогической специальности. Более того, в школе еще работает тетя, и педвуз оканчивает старшая сестра.
- Когда люди, которым ты доверяешь, о своем деле отзываются с любовью, ты веришь им, а не тому, что пишут в соцсетях, - говорит Милана. - Всю свою жизнь я видела, что моя мама получает удовольствие от общения с детьми, говорит, что благодаря им она всегда остается молодой. И я тоже люблю детей с их искренностью и непосредственностью, особенно младших школьников.
Милана Сулковская уверена, что станет студенткой БГПУ имени М. Танка.
- Я окончила дзержинский межрайонный педагогический класс на отлично, и это дает мне право на серьезные льготы: мне не нужно сдавать ЦТ, только ЦЭ по белорусскому языку и истории, плюс собеседование, - аргументирует девушка. - А к нему я более чем готова. У меня большой опыт проведения мероприятий с детьми, по результатам которого собрала шикарное портфолио "Я - педагог".
Выпускница гимназии признается, что не ставит цель остаться после окончания вуза в столице. В идеале она видит себя в какой-нибудь небольшой школе, чтобы отдать юным подопечным максимум своей энергии и знаний.
- Еще я хочу вспомнить пример своего папы, - добавляет Милана. - Он у меня механизатор. У него тоже якобы "немодная" профессия. Но он всегда доволен тем, чем занимается, потому что выбрал дело по душе. Не место красит человека, а человек место. Когда у тебя родители своим отношением рекламируют свои профессии, ты тоже хочешь быть такой.
Мозырянин Даниил Федоров мечтает стать спасателем. Хоть в близком окружении никого из представителей этой профессии у него нет, но он много узнавал о работе МЧС из СМИ. А в седьмом классе посоветовала приглядеться к такому делу и мама.
- Она сказала, что эта очень нужная людям профессия подходит далеко не всем, потому что связана с риском для жизни ради других, но я для нее очень подхожу, - поделился юноша. - Мне приятно, что мама верит в меня, и хочется ее не подвести.
Даниил поступил в Гомельское кадетское училище и стал воспитанником военно-патриотического клуба МЧС "Стихия". Отмечает, что во время обучения интерес к профессии только вырос.
- Мы не просто изучали профильные предметы на повышенном уровне, были в пожарно-спасательных частях, смотрели оборудование, узнавали, какие бывают чрезвычайные ситуации. Осознали, с чем в будущем придется иметь дело, - рассказывает он.
Свои шансы на поступление в Университет гражданской защиты Даниил оценивает на сто процентов. Преимущества ему дает обучение в кадетском училище и клубе. Аттестат со средним баллом 7,8. Физподготовка на уровне - парень уже мастер спорта по экстремальному подъему штанги на бицепс. Хорошо сдал ЦЭ по математике и русскому, осталось ЦТ по математике. Еще взял и целевое направление.
- Я ведь четко знаю, что буду работать по своей специальности, - поясняет он. И добавляет, что существующая для абитуриентов система бонусов действительно придает уверенности.
- Парни, которые давно знали, куда будут поступать, налегали на нужные предметы, качали мышцы и старались проявить себя, должны иметь преимущества при зачислении, - считает он. - Это совершенно справедливо.
Ульяна Черныш - выпускница Колодищанской средней школы № 2 - идет на золотую медаль и выбирает инженерную специальность. Девушка считает, что в ее профориентации самую важную роль сыграли учителя.
- Я раньше жила в Минске, училась в гимназии и собиралась поступать на медика, намеревалась изучать углубленно химию и биологию, - рассказал девушка. - Но моя семья переехала жить в Колодищи. И во 2-й школе оказались такие классные педагоги по физике и математике, что я, ранее равнодушная к этим предметам, просто открыла их заново. А когда был факультатив "В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию", неожиданно для самой себя полностью изменила свои планы на поступление и решила стать радиоинженером. Личность учителя, его отношение к предмету заражает и вдохновляет!
Ульяна будет подавать документы в БГУ.
- Хочу стать инженером-программистом, - говорит выпускница. - И мне очень нравится, что моя работа будет связана не только с классической инженерией, но и интернет-технологиями. Это современно и востребовано.
| Елена КОЗЛОВСКАЯ, газета "7 дней". Фото из архива собеседников.
Читайте также:
От планирования семьи до лечения опухолей: где могут пригодиться исследования генов?
Как загар и родинки связаны с меланомой? Рассказывает онколог
Лечить - мечта детства
Вероника Вялова окончила 11-й класс средней школы № 44 Витебска и поставила себе цель - стать кардиохирургом. Документы планирует подавать на лечебный факультет в медуниверситет своего родного города.
- Если вдруг не попаду в ряды студентов, то пойду в медколледж, а потом все равно получу высшее медобразование, - рассуждает девушка.
Мечта о белом халате пришла к Веронике, когда ей было… четыре года.
- Моя бабушка тяжело болела, и я помогала родным за ней ухаживать - давала таблетки, приносила воду, - поясняет выпускница. - До сих пор помню, насколько приятное ощущение, что ты можешь помочь человеку, облегчить его боль. Желание посвятить себя медицине еще больше укрепилось, когда я болела сама. Убедилась, насколько важна работа врача или медсестры.
Вероника говорит, что за все это время даже ни разу не подумала о какой-либо другой специальности. Окончив 9 классов, поступила в профильный химико-биологической класс, чтобы глубже изучать предметы, необходимые для поступления в медицинский. Успеваемость по химии - 8 баллов, по биологии - 9. А чтобы еще больше увеличить свои шансы на поступление, девушка взяла целевое направление.

Еще одна причина, по которой девушка будет поступать на условиях целевого набора, - желание остаться трудиться в родном городе.
- Возможности трудоустройства в Витебске широкие - могу найти себе место в том числе и по кардиохирургии, - поясняет выпускница. - К тому же хочется учиться и знать, что тебя ждут будущие коллеги, готовые помочь получить практический опыт.
По мнению Вероники Вяловой, практика целевого направления подходит тем ребятам, которые привязаны к родным местам и хотят быть полезными своим землякам.
- Лично я не хочу уезжать куда-то от своей семьи, друзей и знакомых, - говорит девушка. - И им нужно помогать, и я в них тоже нуждаюсь.
Мода проходит, педагоги остаются
Милана Сулковская завершила обучение в Фанипольской средней школе № 1. Она считает, что самые лучшие профессии - те, которые не навеяны модой и новыми технологиями, а существовали во все времена. Педагог - одна из них.
- Конечно, от своих ровесников я слышала не раз: зачем тебе учительство, на нем много не заработаешь, есть IT, дизайн, блогерство, - признается девушка. - Но для меня прежде всего важно, что я думаю сама, а также мнение моих родителей.
Мама Миланы преподает биологию, и своей работой, как и уровнем ее оплаты, всегда была удовлетворена. Пойти по ее стопам советов не давала, но Милана считает, что именно ее пример стал определяющим в выборе педагогической специальности. Более того, в школе еще работает тетя, и педвуз оканчивает старшая сестра.
- Когда люди, которым ты доверяешь, о своем деле отзываются с любовью, ты веришь им, а не тому, что пишут в соцсетях, - говорит Милана. - Всю свою жизнь я видела, что моя мама получает удовольствие от общения с детьми, говорит, что благодаря им она всегда остается молодой. И я тоже люблю детей с их искренностью и непосредственностью, особенно младших школьников.

- Я окончила дзержинский межрайонный педагогический класс на отлично, и это дает мне право на серьезные льготы: мне не нужно сдавать ЦТ, только ЦЭ по белорусскому языку и истории, плюс собеседование, - аргументирует девушка. - А к нему я более чем готова. У меня большой опыт проведения мероприятий с детьми, по результатам которого собрала шикарное портфолио "Я - педагог".
Выпускница гимназии признается, что не ставит цель остаться после окончания вуза в столице. В идеале она видит себя в какой-нибудь небольшой школе, чтобы отдать юным подопечным максимум своей энергии и знаний.
- Еще я хочу вспомнить пример своего папы, - добавляет Милана. - Он у меня механизатор. У него тоже якобы "немодная" профессия. Но он всегда доволен тем, чем занимается, потому что выбрал дело по душе. Не место красит человека, а человек место. Когда у тебя родители своим отношением рекламируют свои профессии, ты тоже хочешь быть такой.
Благородство всегда в цене
Мозырянин Даниил Федоров мечтает стать спасателем. Хоть в близком окружении никого из представителей этой профессии у него нет, но он много узнавал о работе МЧС из СМИ. А в седьмом классе посоветовала приглядеться к такому делу и мама.
- Она сказала, что эта очень нужная людям профессия подходит далеко не всем, потому что связана с риском для жизни ради других, но я для нее очень подхожу, - поделился юноша. - Мне приятно, что мама верит в меня, и хочется ее не подвести.
Даниил поступил в Гомельское кадетское училище и стал воспитанником военно-патриотического клуба МЧС "Стихия". Отмечает, что во время обучения интерес к профессии только вырос.
- Мы не просто изучали профильные предметы на повышенном уровне, были в пожарно-спасательных частях, смотрели оборудование, узнавали, какие бывают чрезвычайные ситуации. Осознали, с чем в будущем придется иметь дело, - рассказывает он.

- Я ведь четко знаю, что буду работать по своей специальности, - поясняет он. И добавляет, что существующая для абитуриентов система бонусов действительно придает уверенности.
- Парни, которые давно знали, куда будут поступать, налегали на нужные предметы, качали мышцы и старались проявить себя, должны иметь преимущества при зачислении, - считает он. - Это совершенно справедливо.
Личность учителя определяет все
Ульяна Черныш - выпускница Колодищанской средней школы № 2 - идет на золотую медаль и выбирает инженерную специальность. Девушка считает, что в ее профориентации самую важную роль сыграли учителя.
- Я раньше жила в Минске, училась в гимназии и собиралась поступать на медика, намеревалась изучать углубленно химию и биологию, - рассказал девушка. - Но моя семья переехала жить в Колодищи. И во 2-й школе оказались такие классные педагоги по физике и математике, что я, ранее равнодушная к этим предметам, просто открыла их заново. А когда был факультатив "В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию", неожиданно для самой себя полностью изменила свои планы на поступление и решила стать радиоинженером. Личность учителя, его отношение к предмету заражает и вдохновляет!

- Хочу стать инженером-программистом, - говорит выпускница. - И мне очень нравится, что моя работа будет связана не только с классической инженерией, но и интернет-технологиями. Это современно и востребовано.
| Елена КОЗЛОВСКАЯ, газета "7 дней". Фото из архива собеседников.
Читайте также:
Как загар и родинки связаны с меланомой? Рассказывает онколог