ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 11 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +2°C
Все новости
Все новости
Общество
28 марта 2024, 16:10

"Запас хода 400 км, запчасти - дешевле". Чем белорусский электромобиль будет выгоднее иностранных

Правительство внесло изменения в постановление Совета Министров от 9 апреля 2021 года №213 "О Комплексной программе развития электротранспорта на 2021 – 2025 годы".

Одно из новшеств – глава "Создание производства легковых электромобилей". На каком этапе сейчас находятся разработки первых белорусских электрокаров, узнало наше издание.

Опыт наработан

Первый электромобиль ГНУ "Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси" создал в 2017 году. Собран он был на шасси Geely, использовали электропривод белорусской компании, батарея располагалась в багажнике. Такую компоновку признали не самой удачной.

– Но первый электрокар дал необходимый толчок для развития, – отметил генеральный директор института Сергей Поддубко. – Мы начали интенсивно осваивать новые технологии, закупать оборудование, обучать специалистов. У нас уже есть, например, электрородстер, используемый на выставках и соревнованиях, электрический минивэн, разработанный совместно с китайской стороной, а также каркасно-панельный электрический автомобиль из пластика.

Подготовительная работа по созданию первого белорусского электрокара уже идет. У китайской стороны выкуплена лицензия на производство кроссовера Geely Coolray, поэтому теперь наши производители могут вносить изменения в конструкцию автомобиля.
– Со временем этот кроссовер станет целиком белорусским, – уверен Сергей Поддубко. – Лицензия позволяет нам сделать из машины электрическую версию, но потребуются серьезные доработки. В первую очередь – схемы монтажа батареи, которую мы, как и во всех электромобилях, разместили под днищем. Это влечет изменения в кузовной части.

"Базовый" автомобиль институт приобрел в июне 2023-го. До конца 2024 года необходимо создать опытно-промышленную партию из пяти образцов, затем перевести производство в предсерийный вариант.

– "Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы" объединяет множество направлений и проектов, – отмечает генеральный директор института. – Научное обеспечение закреплено за НАН Беларуси, освоение производства – за Минпромом. В стране не было компетенций в проектировании электрических силовых приводов, поэтому у себя мы создали Научно-инженерный центр "Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин", который научился проектировать двигатели, инверторы, редукторы,батареи…

Сегодня можем разработать тяговый электропривод под любое техническое задание.

Проект с BELGEE eX50 пока вне "Комплексной программы", но все компоненты, которые созданы для производства электрокара, разработаны и произведены в ее рамках.

– Когда поступило поручение Президента создать белорусский электромобиль, мы были готовы, – подчеркивает Сергей Поддубко. – Взяли корпус ставшего отечественным BG X50, насытили его собственными электрическими компонентами. Сами их разработали, выпустили конструкторскую документацию, изготовили экспериментальные образцы. Готовимся передать документацию предприятиям.

Двигатели будет производить ОАО "Могилевлифтмаш", силовую электронику – ОАО "Измеритель" из Новополоцка, батареи – Холдинг 1AK-GROUP. Кстати, сейчас в Беларуси возводится цех по сборке литий-ионных батарей. Из Китая нам будут поставлять необходимые ячейки, за нами останется сборка и тестирование элементов питания. Когда будет готова опытно-промышленная партия электрокаров, "БЕЛДЖИ" оценит, насколько машины конкурентны на рынке. Серийное производство также планируется на площадках этого предприятия.
Цены и льготы

Производство белорусских электрокаров может повлиять на цены в этом сегменте авторынка в нашей стране. Сегодня в Беларуси действует льгота на электромобили – нулевая "растаможка".

– Чтобы стимулировать внутреннее производство и создать конкурентную цену для белорусских электрокаров, в будущем придется вернуться к таможенным пошлинам, – отмечает Сергей Поддубко. – Это позволит нашим машинам конкурировать на внутреннем рынке.

Не секрет, что стоимость изделия зависит от массовости его выпуска. Если в Поднебесной электромобили производятся сотнями тысяч, а у нас сотнями, то у китайской стороны будет конкурентное преимущество.

– Потребуется также господдержка, – считает генеральный директор института. – Именно так развивалось производство электротранспорта в КНР. В первые годы государство там компенсировало производителям половину стоимости электромобилей. У нас есть льготы на ввоз для владельцев. Но льготы должны касаться и тех, кто производит компоненты и
собирает электромобили.

Хотя у белорусских "электричек" явно будет еще одно преимущество.

– Поскольку электромобиль создан в Беларуси и все компетенции находятся здесь, можно конкурировать с импортными машинами в плане запасных частей, обслуживания и
ремонта, – уверен генеральный директор.
Кстати, электроника и алгоритмы управления в BELGEE eX50 будут белорусскими, что существенно снизит их стоимость. Кроме того, запас хода у электрокара рассчитан на 400 километров. Электропривод и блок коммутации, в котором собираются все контакты, размещены под капотом. На электричество «переведены» тормоза, отопитель, привод кондиционера. Батарея – под днищем, багажник стандартного размера.

Китайские ячейки и белорусская сборка

– Половину цены электромобиля составляет стоимость батареи, – не скрывает Сергей Поддубко. – Однако есть еще и понятие стоимости владения, по которому оценивают автомобиль. В нее входит изначальная стоимость машины, затраты на техническое обслуживание и топливо. Так, через три-пять лет электромобиль становится выгоднее бензинового.

Простая физика: КПД у электропривода – 0,9-0,95, а у ДВС – 0,4. Топливо для электромобилей дешевле, они более эффективны, плюс улучшают экологию в больших городах.
Ячейки для отечественных батарей, по примеру остального мира, закупаются в Китае. Осваивать их производство в Беларуси нет смысла, потому что не получится превзойти продукцию из КНР ни по цене, ни по качеству. Китай – мировой лидер, поставляющий литий-ионные энергетические компоненты во все страны. Все литий-ионные ячейки, получаемые из Поднебесной, в институте тестируются, под них наши специалисты пишут алгоритмы управления. Электроника, которая «навешивается» сверху, – белорусская.
На участке сборки и испытания батарей в институте наблюдаем за работой ведущего инженера Сергея Василенко. Он производит их сборку и наладку для льдозаливочной электромашины.

– Электронная система отслеживает температуру и зарядные токи в каждой ячейке, чтобы была правильная балансировка заряда и разряда элементов, – поясняет Сергей Василенко. – Под это пишется специальная управляющая программа. Иначе батарея не станет работать. Скорость зарядки белорусского электромобиля не будет отличаться от зарубежных аналогов, ведь ячейки в батареях везде одинаковые. Да и скорость определяется токами: чем мощнее зарядная станция, тем быстрее идет заправка. Поэтому батарею можно зарядить как за полчаса, так и за ночь.
– Мы делаем в наших электромобилях два порта: для быстрой и для медленной зарядки, – поясняет Сергей Поддубко. – Но первая снижает ресурс батареи. Это важно. Обычно батарея служит 7-8 лет, но если часто заряжать ее быстро, то ресурс сократится на несколько лет.

Электрокар сегодня выгоден жителям частного дома. Поставили машину на ночь на зарядку – ездите целый день. Кроме того, в Беларуси, благодаря усилиям Президента, создана развитая и продуманная сеть зарядных станций.

В пресс-службе Министерства промышленности уточнили, что с июня по декабрь 2023 года был не только разработан, но и изготовлен экспериментальный образец легкового электромобиля BELGEE eX50 с компонентной базой электрической силовой установки. После предварительных испытаний он был представлен 22 января 2024 года руководству Беларуси. По результатам демонстрации Президент поставил задачу провести сертификационные испытания и выпустить в 2024 году опытно-промышленную партию электромобилей с переходом на промышленные технологии выпуска используемых компонентов. По результатам этого будет проведена оценка их технико-экономических показателей и принято решение о постановке на серийное производство.

Уже в конце января 2024 года Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси начата работа по сертификационным испытаниям экспериментального образца белорусского электрокара и доработка конструкторской документации для условий серийного производства. Также утверждена дорожная карта по организации выпуска опытно-промышленной партии легковых электромобилей BELGEE eX50 в нынешнем году.

Сейчас в Беларуси действуют 698 электрозаправочных станций: типа Mode 4 – 564 единицы и типа Mode 3 – 134 единицы. Больше всего их в столице – 383, в Минской области – 49, в Брестской – 55, в Витебской – 48, в Гомельской – 64, в Гродненской – 62, в Могилевской – 37 единиц. Так что на сегодняшний день реального запаса хода электрокара в 200 км достаточно для передвижения по всей территории Беларуси. Активно продолжается модернизация действующих зарядных станций коннекторами GBT. До конца 2024 года будет установлено порядка 40 новых зарядных станций.

Алексей ГОРБУНОВ

Фото автора и БЕЛТА
Топ-новости
Свежие новости Беларуси