Правительство внесло изменения в постановление Совета Министров от 9 апреля 2021 года №213 "О Комплексной программе развития электротранспорта на 2021 – 2025 годы".
Одно из новшеств – глава "Создание производства легковых электромобилей". На каком этапе сейчас находятся разработки первых белорусских электрокаров, узнало наше издание.
Опыт наработан
Подготовительная работа по созданию первого белорусского электрокара уже идет. У китайской стороны выкуплена лицензия на производство кроссовера Geely Coolray, поэтому теперь наши производители могут вносить изменения в конструкцию автомобиля.
Сегодня можем разработать тяговый электропривод под любое техническое задание.
Проект с BELGEE eX50 пока вне "Комплексной программы", но все компоненты, которые созданы для производства электрокара, разработаны и произведены в ее рамках.
Цены и льготы
Производство белорусских электрокаров может повлиять на цены в этом сегменте авторынка в нашей стране. Сегодня в Беларуси действует льгота на электромобили – нулевая "растаможка".
– Чтобы стимулировать внутреннее производство и создать конкурентную цену для белорусских электрокаров, в будущем придется вернуться к таможенным пошлинам, – отмечает Сергей Поддубко. – Это позволит нашим машинам конкурировать на внутреннем рынке.
Не секрет, что стоимость изделия зависит от массовости его выпуска. Если в Поднебесной электромобили производятся сотнями тысяч, а у нас сотнями, то у китайской стороны будет конкурентное преимущество.
собирает электромобили.
Хотя у белорусских "электричек" явно будет еще одно преимущество.
ремонта, – уверен генеральный директор.
Кстати, электроника и алгоритмы управления в BELGEE eX50 будут белорусскими, что существенно снизит их стоимость. Кроме того, запас хода у электрокара рассчитан на 400 километров. Электропривод и блок коммутации, в котором собираются все контакты, размещены под капотом. На электричество «переведены» тормоза, отопитель, привод кондиционера. Батарея – под днищем, багажник стандартного размера.
Китайские ячейки и белорусская сборка
– Половину цены электромобиля составляет стоимость батареи, – не скрывает Сергей Поддубко. – Однако есть еще и понятие стоимости владения, по которому оценивают автомобиль. В нее входит изначальная стоимость машины, затраты на техническое обслуживание и топливо. Так, через три-пять лет электромобиль становится выгоднее бензинового.
Простая физика: КПД у электропривода – 0,9-0,95, а у ДВС – 0,4. Топливо для электромобилей дешевле, они более эффективны, плюс улучшают экологию в больших городах.
На участке сборки и испытания батарей в институте наблюдаем за работой ведущего инженера Сергея Василенко. Он производит их сборку и наладку для льдозаливочной электромашины.
– Электронная система отслеживает температуру и зарядные токи в каждой ячейке, чтобы была правильная балансировка заряда и разряда элементов, – поясняет Сергей Василенко. – Под это пишется специальная управляющая программа. Иначе батарея не станет работать. Скорость зарядки белорусского электромобиля не будет отличаться от зарубежных аналогов, ведь ячейки в батареях везде одинаковые. Да и скорость определяется токами: чем мощнее зарядная станция, тем быстрее идет заправка. Поэтому батарею можно зарядить как за полчаса, так и за ночь.
– Мы делаем в наших электромобилях два порта: для быстрой и для медленной зарядки, – поясняет Сергей Поддубко. – Но первая снижает ресурс батареи. Это важно. Обычно батарея служит 7-8 лет, но если часто заряжать ее быстро, то ресурс сократится на несколько лет.
Электрокар сегодня выгоден жителям частного дома. Поставили машину на ночь на зарядку – ездите целый день. Кроме того, в Беларуси, благодаря усилиям Президента, создана развитая и продуманная сеть зарядных станций.
В пресс-службе Министерства промышленности уточнили, что с июня по декабрь 2023 года был не только разработан, но и изготовлен экспериментальный образец легкового электромобиля BELGEE eX50 с компонентной базой электрической силовой установки. После предварительных испытаний он был представлен 22 января 2024 года руководству Беларуси. По результатам демонстрации Президент поставил задачу провести сертификационные испытания и выпустить в 2024 году опытно-промышленную партию электромобилей с переходом на промышленные технологии выпуска используемых компонентов. По результатам этого будет проведена оценка их технико-экономических показателей и принято решение о постановке на серийное производство.
Уже в конце января 2024 года Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси начата работа по сертификационным испытаниям экспериментального образца белорусского электрокара и доработка конструкторской документации для условий серийного производства. Также утверждена дорожная карта по организации выпуска опытно-промышленной партии легковых электромобилей BELGEE eX50 в нынешнем году.
Алексей ГОРБУНОВ