Историко-патриотическая встреча "Их имена вошли в историю авиации Беларуси", посвященная подвигу летчиков Лидской штурмовой бригады, состоялась в рамках проекта учреждения образования, который получил название "Беларусь авиационная". В ее ходе курсанты академии, а также учащиеся авиационных классов школ смогли пообщаться с представителями 116-й гвардейской Радомской Краснознаменной штурмовой бригады - майором Брониславом Жарским, майором Владимиром Рышкевичем, старшим лейтенантом Артемом Черницким, послушать воспоминания о героических курсантах доцента кафедры летной подготовки и боевого применения авиации Военной академии Республики Беларусь Рафаила Бадамшина.
По словам доцента кафедры летной подготовки и боевого применения авиации, инструктором у Никиты Куконенко был именно Андрей Ничипорчик, который в то время носил звание майора и являлся командиром звена, а затем из нескольких претендентов он выбрал Никиту в свой экипаж.
Майор Бронислав Жарский поделился с аудиторией памятной информацией о летчиках-героях, с которыми служил в штурмовой бригаде. "После сдачи экзамена Никита Борисович Куконенко был определен в первое звено. Еще со времен СССР известно, что это боевое подразделение, принимающее участие во всех учениях. Что касается Андрея Владимировича Ничипорчика, то он был не только отличным наставником, но и человеком-примером. Отличный семьянин, отец. Его сын в четыре года подтягивался больше десяти раз, делал более шести подъемов с переворотом, постоянно выходил на пробежку с папой", - отметил Бронислав Жарский.
Владимир Рышкевич с Никитой Куконенко проходил летную практику, на чем и завязалось знакомство. "Легкий в общении, озорной, хулиганистый, душа компании. Так случилось, что во время трагического полета ему пришлось принимать сложное решение. Уверен, что и Андрей, и Никита думали о том, как сохранить больше жизней и отвести самолет в сторону, хотя неоднократно слышали призыв прыгать. Ребята просто делали свою работу", - отметил он.
Известно, что от момента возникновения аварийной ситуации до падения самолета прошло чуть более минуты. В этих условиях неимоверными усилиями на высоте около 50 м экипажу удалось стабилизировать направление полета и направить Як-130 в единственную точку, которая была вне жилых построек."Бортовой самописец во время падения самолета сильно пострадал, поэтому из диалога пилотов известны лишь обрывки фраз. Понятно одно, что летчики держались до последнего и в течение 50 минут вели борьбу, уводя самолет от плотной жилой застройки", - рассказал Бронислав Жарский. Он также поделился, что все без исключения летчики после трагедии анализировали ситуацию, а еще долго морально восстанавливались, в течение пяти месяцев не поднимая в небо ни один из самолетов Як-130.
"Говоря о подвиге Героев Беларуси, а получили ребята это звание посмертно, нужно отметить, что в Лиде школа №9 носит имя Андрея Ничипорчика, где он учился, и сейчас там создан музей. А школа №6 носит имя Никиты Куконенко. В Барановичах есть пионерские дружины, названные в честь героев-летчиков, создан военно-патриотический класс "Грачи", их именами названы улицы. Поэтому память о них живет, как и пример того, что очень важно любить то, что делаешь", - подчеркнул Бронислав Жарский.
Фото Рамиля НАСИБУЛИНА,
БЕЛТА.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.