ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 5 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +5°C
Все новости
Все новости

"Выходила из манежа и плакала. Потому что испугалась". Воздушная гимнастка честно о работе под куполом цирка

Опубликовано:

Логотип БелТА
Общество
16 октября 2025, 09:12

"Выходила из манежа и плакала. Потому что испугалась". Воздушная гимнастка честно о работе под куполом цирка

Анастасия Коваленко
Анастасия Коваленко
Анастасия Коваленко
Она признается, что безумно боится высоты, но вместе с тем выполняет под куполом цирка без страховки такие трюки, что у зрителей замирает сердце. Она использует уникальный реквизит, который специально заказывала у мастера. Ее тело демонстрирует необыкновенные гибкость и пластичность, которые вызывают восхищение. Героиня нашего проекта "Белорусы в кадре" - представитель редкой и рискованной профессии, создающий удивительное искусство на грани спорта, гимнастики, театра. Анастасия Коваленко - артист-воздушный гимнаст Белорусского государственного цирка.  
 Мы на тренировке Анастасии Коваленко в Белгосцирке. Вечером ее ждет выступление, сейчас небольшая разминка. Репетиции проходят каждый день, даже в выходные и праздничные дни. Воздушный гимнаст должен быть сильным, выносливым, гибким.
Во время репетиций Анастасия выкладывается так же, как и во время выступлений, на все 200 и более процентов. Это ее принцип - всегда показывать свой физический и эмоциональный максимум. При этом она признается, что перед зрителями работать даже проще, чем в пустом зале. В первом случае ты подпитываешься человеческой энергией.
- Я по аплодисментам понимаю, насколько хорошо получился номер, как я исполнила все музыкально и по трюкам слаженно, - замечает Анастасия. - Были, конечно, в моей жизни клинья, когда выходила из манежа и плакала. Потому что испугалась и не сделала половину работы. Люди этого даже и не поняли. Но, с другой стороны, сейчас я осознаю, что безопасность превыше всего. Когда ты работаешь без страховки и чувствуешь в момент выступления, что что-то пошло не так и ты не готов сделать какой-то трюк, обрыв, лучше не делать. А выполнить какой-то другой элемент либо пропустить, если музыка позволяет. Я видела артистов, которые падали с высоты. Но на эту тему не хочется говорить… 

Маленькая Настя в детстве перепробовала много чего: хореографию, театр, гимнастику. Родители поддерживали каждое начинание. Мама при этом наставляла дочь: хочешь результата - работай упорно, не расслабляйся. Но в гимнастике Анастасии сказали, что данные есть, но она поздно пришла, а чтобы догнать остальных, ей придется колоссально трудиться. И она много чего достигла, как однажды … 

- Мы с мамой увидели набор в цирковую студию ДК МАЗ. В день прослушивания я была немного простужена - мама закапала нос, и мы отправились. Желание было сильнее всего. Тренер Людмила Михайловна Хоменко посмотрела меня и сказала: "Девочка хорошая, берем!" - вспоминает наша героиня и подчеркивает: Людмила Михайловна - самый  главный тренер в моей жизни. С нее все началось. Я знаю, как много она для меня сделала. 
В Белгосцирк официально устроилась Анастасия Коваленко, когда ей исполнилось 19 лет. Первый год работала с наездниками на лошадях. Но все время смотрела вверх, на воздушных гимнастов. Накануне одного международного фестиваля режиссер цирка предложила создать новый номер. Анастасия согласилась с радостью и энтузиазмом, ведь это не только новая ступень развития, но и шанс доказать свою готовность работать под куполом. После серебряной медали фестиваля Анастасии предложили перейти в воздушные гимнасты.

Так начался ее путь в "небесах", где страх превращается в триумф, а громкие аплодисменты зрителей - наивысшая награда. Как и признание профессионального жюри различных состязаний, конечно. Например, на Третьем международном фестивале циркового искусства "Артист" в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре, который прошел в сентябре, Анастасия Коваленко завоевала два специальных приза за выступление в скрипичном ключе. Этот реквизит - ее собственное творение.

- Не хотела бы использовать громкие слова вроде "уникальное" или "неповторимое", - скромно замечает Анастасия, рассказывая про свою идею. - Хотя такого скрипичного ключа действительно больше ни у кого нет.
Самый захватывающий трюк в скрипичном ключе - двойной отрывной обрыв: гимнаст держится за один элемент, отпускает руки, перелетает на другой, затем на следующий - такой вот танец риска и красоты. А еще вис на зубнике, на волосах: публика взрывается аплодисментами, когда Анастасия парит в воздухе, удерживаясь лишь затылком, поднимаясь все выше.

Цирк для Анастасии - не просто работа, а сама жизнь. Тем более когда твой муж еще и коллега, партнер. С улыбкой она называет встречу с Егором иронией судьбы: они росли в Минске, жили всего в двух остановках друг от друга, но встретились только в цирке уже взрослыми артистами. Егор учился в цирковом училище Москвы, работал в России, затем вернулся в родной город и пришел в Белгосцирк.

- Цирковое искусство сочетает в себе театр, хореографию, акробатику. Здесь все - и рискованные трюки, и красота тела, и актерская игра. Программы завораживают и удивляют любого человека. Один обожает дрессированных животных, другому нравятся юмор и шутки клоунов, а кто-то ждет только наше выступление. Приходите в цирк, чтобы понять, что нравится больше вам, - обратилась к нашим читателям во время встречи Анастасия. 
Анастасии Коваленко - героиня нашего проекта "Белорусы в кадре". Узнали у нее, каково это под куполом цирка выполнять сложные трюки и за что она любит свое дело.-0- 

*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента

Фото Кристины Аксёновой
Топ-новости
Свежие новости Беларуси