ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 24 июня 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +18°C
Все новости
Все новости
Общество
05 июня 2025, 17:15

Вы знали, что эта техника родом из Византии? Монахиня показала, как пишут иконы 

Какие законы есть в иконописи? Из чего изготавливают краски и какие материалы для этого нужны? Об этом и не только нам рассказали в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре.

- Сейчас я пишу образ преподобной Евфросинии. Икона на этапе, когда надо раскрыть краски, то есть заполнить всю плоскость, чтобы нигде не было белого цвета и чтобы цвета гармонично друг с другом сочетались. Конечно, гармонии пока нету, но сейчас для меня главное - положить цвет ровно, чтобы не было сильных пятен, просвета, - рассказала монахиня Домна, насельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.
В монастыре пишут в основном канонические иконы, то есть мастер работает по определенным правилам, законам. Здесь нет ничего случайного. 

- Начинается все с изготовления досточки, ее тоже делают по определенным правилам. Кладется грунт специальный для иконописи, называется левкас. Потом наносится линейный рисунок. После этого, если надо, кладется золото, если не надо - то краска. Краски тоже непростые, специальные. Берутся природные пигменты. То есть те, которые добываются в природных условиях: глины, камешки или еще какие-то вещества. Мы пишем иконы в технике яичной темперы, которая пришла из Византии. Потом был такой период в нашей истории, когда эту технику забыли. Но, слава богу, в нынешнее время она стала возобновляться. Что такое яичная темпера? Аккуратно извлекается яичный желток, белок не нужен. Так странно! Никогда не думала, что в курином яйце желток в таком крепком мешочке держится, не рвется. Его нужно помыть в водичке. Теперь, когда все лишние вещества ушли, остался только сам желточек, его можно использовать. В получившийся состав добавляем немножечко белого вина - и яичная эмульсия готова, - добавила монахиня Домна.
Красная охра - натуральный пигмент, который получают из глины. Нужно растереть краску и добавить в нее черный. 

- Потом добавляем яичной эмульсии немножечко и все перетираем. Чтобы перетереть краски, используют специальный инструмент, называется курант. В принципе краска уже перетерта мастерами, которые ее делают, но все равно могут попадаться незначительные комочки, какие-то крупинки. Поэтому, чтобы слой на иконе ложился равномерно, надо дополнительно перетереть краску.
Монахиня Домна рисовала с детства, особенно часто - природу. После школы девушка продолжила осваивать любимое дело. 

- Пошла учиться в Кобринское художественное училище. Когда закончила, была мирская жизнь, личная. К Богу пришла довольно поздно, 36 лет мне было. И как-то сразу Бог и призвал именно к рисованию икон. Наш приходской батюшка отвез меня и еще одну девушку в Слонимское духовное училище. Там научилась рисовать иконы.
Сестра никогда не считала, сколько икон написала в монастыре. Работает - а в душе тишина. 

- Когда только пришла в монастырь, так и надеялась на вдохновение: придешь, помолишься, что-то делаешь, чтобы сосредоточиться. А потом так сложилось, что пришла, села, кисточку взяла и рисую. По каким причинам некоторые иконы писать сложнее, а некоторые проще, я понять не могу. И не могу никому объяснить. Наверное, Бог так дает. Если технически брать, то вообще сложно пишется, допустим, икона Богородицы - практически не бывает, чтобы было легко ее нарисовать. И такие иконы, на которых изображен не один святой, а много,- такие тоже, конечно, писать сложнее. Мне непросто даются маленькие иконы. Больше нравится… скорее, не нравится, а, наверное, это от Бога, большие для меня идут, - считает монахиня Домна.

| Подготовлено по видео БЕЛТА. Скриншоты видео.

Читайте также:

"Каждый год было что-то невероятное". Как шла реставрация Спасо-Преображенского храма?
"Мамочка меня благословила". Как становятся монахинями Спасо-Евфросиниевского монастыря?
Ее личность была гораздо шире, чем принято думать. Настоящая Евфросиния Полоцкая
Топ-новости
Свежие новости Беларуси