Большой театр Беларуси весь октябрь отмечает 50-летие творческой деятельности народного артиста СССР и Беларуси Валентина Елизарьева. Юбилею мэтра посвящены показы спектаклей, которые он поставил в разные годы. Накануне круглой даты говорим с художественным руководителем белорусского Большого театра об искусстве, вечных ценностях и катарсисе, который бывает только в офлайн.
- Сколько себя помню, очень любил танцевать: занимался в детской самодеятельности, потом увлекся классическим танцем - учился сначала в Баку, а затем, лет в 14-15, был переведен в Ленинградское академическое хореографическое училище имени Вагановой.
Еще студентом заинтересовался сочинением танца. Узнав, что замечательный педагог Игорь Бельский набирает в Ленинградской консерватории курс хореографов, поступил туда. Мы учились у лучшей профессуры. Начинал, конечно же, не со спектаклей - с постановки миниатюр.
Дипломной постановкой в "Московском классическом балете" был балет композитора Андрея Петрова "Бессмертие". Премьера состоялась в Кремлевском Дворце съездов. Сразу после этого я получил приглашение в Большой театр Беларуси. В 1973 году, после окончания консерватории, по распределению приехал в Минск и работаю здесь уже 50 лет.
- Как вас приняли в белорусском Большом театре?
- Мне было 26 лет, поэтому многие смотрели, как на мальчишку. Особенно чувствовалось недоверие со стороны старшего поколения. Поэтому опирался в работе на молодежь, которая росла со мной в этом театре. В то время шла смена поколений, я занимал должность главного балетмейстера и имел возможность формировать балетную труппу. Молодые артисты очень поддерживали, с ними было комфортно, я стал увереннее, смелее себя чувствовать.
"Для театра это было золотое время, хотя таковым, возможно, и не воспринималось"
- Каким был белорусский театр оперы и балета в 1970-е?
- До прихода в театр специально приезжал смотреть белорусскую балетную труппу, когда она была на гастролях в Киеве. Но окончательное решение принял после того, как прибыл на встречу с министром культуры БССР Юрием Михневичем и увидел огромную, без декораций, сцену белорусского Большого театра. В этот момент я сказал себе: первый спектакль поставлю непременно здесь.
- Поэтому "Кармен", ваш первый балет, поставленный в Минске, идет на сцене, где практически нет декораций?
- Почти на обнаженной сцене. Сценографию, гениальную и лаконичную, делал выдающийся художник Евгений Лысик. Премьеру танцевала Людмила Бржозовская - легендарная балерина очень широкого диапазона. Я поставил для нее в дальнейшем много спектаклей. Людмила Генриховна многим балеринам давала и продолжает давать путевку в жизнь, передавая эти спектакли "из рук в руки".
- А как вам работалось с такими знаменитыми личностями, как Евгений Лысик, Ярослав Вощак, Геннадий Проваторов?
- Они были мэтрами, намного старше меня. Опытные профессионалы, влиятельные личности, с которыми было чрезвычайно интересно работать. Они во многом сформировали меня как мастера. С художником-сценографом Евгением Лысиком я поставил все первые свои спектакли. С дирижером Ярославом Вощаком мы осуществили постановки балетов "Лебединое озеро", "Спартак", "Болеро", "Кармина Бурана". Мне очень запомнилась и работа с маэстро Геннадием Проваторовым. Это был гениальный музыкант и интеллектуал, мастер, невероятно глубоко погружающийся в материал, с которым он работал.
Для театра это было золотое время, хотя тогда оно таковым, возможно, и не воспринималось. Думаю, что театр развивается не по прямой - вверх или вниз, а волнообразно. И это нормально, жизнь тоже развивается волнообразно.
"Эта обновленная версия идет на белорусской сцене уже 43 года"
- Но часто 1970-е называют эпохой застоя в искусстве. Верно ли это?
- Не могу ответить за все театры тех лет - только за тот, в котором работал сам. Здесь была очень созидательная атмосфера. Мы провели несколько Всесоюзных фестивалей творческой молодежи, что очень престижно для театра. После фестивалей к нам в труппу балета по моему личному приглашению пришли интересные артисты.
Этапным спектаклем для меня стал балет "Сотворение мира" композитора Андрея Петрова, поставленный в 1976 году. Очень новаторский, как писали в те годы. Композитор, приехав на премьеру, говорил, что это одна из лучших постановок на его музыку.
- Но самое большое количество спектаклей поставлено вами в 1980-х годах.
- В том числе "Спартак" Арама Хачатуряна. Специальную редакцию для Минска делал сам композитор, к которому мы с Евгением Лысиком за этим ездили в Москву. Сначала он наотрез отказался, но мы сумели убедить его и увлечь нашими идеями. Жаль, что премьеру Хачатурян так и не увидел… Считаю, в итоге получился уникальный спектакль, который ставился изначально на великолепную плеяду танцовщиков, в том числе на Виктора Саркисьяна, Людмилу Бржозовскую, Юрия Трояна, Сергея Пестехина, Ольгу Лаппо, Владимира Комкова, Татьяну Ершову, Владимира Иванова.
Мы показывали его более чем в 20 странах. В 2017 году захотелось вдохнуть вторую жизнь в этот спектакль-долгожитель, подготовить новых исполнителей, которые бы из первых рук получили текст, что крайне важно. Эта обновленная версия идет на белорусской сцене уже 43 года.
"Не верю во всеобщую любовь или всеобщее охаивание спектакля"
- Кто-то из великих сказал, что театр помогает человеку почувствовать себя живым в самые непростые времена. Вы согласны с этим?
- Да, если театр рождает новые спектакли и индивидуальности, будоражит фантазию. Для меня главное, чтобы зритель не сидел безразличным в зале. Если происходящее на сцене меня не трогает, не вызывает эмоций, не проникает в мою душу, сердце, не заставляет мыслить, такой спектакль для меня подозрителен. Если же произведение вызывает сопереживание, то оно создано не напрасно.
Искусство, которое не развивает во мне человека, мне не нужно. Театр должен делать зрителя лучше, стать частью жизни.
- Но сегодня можно увидеть все в интернете. Зачем тратить время на поход в театр?
- На цифровых носителях потеряно живое общение. Ты воспринимаешь все глазами, а не сердцем. До какой-то степени то, что ты смотришь, может удивлять, восторгать, но потрясение, как говорили древние греки, "катарсис" происходит только офлайн.
- Есть ли такие постановки в нашем или других театрах, которые вас по-настоящему зацепили?
- В каждом спектакле я нахожу что-то для себя, порой неожиданно. Даже в постановках, которые всем "ценителям" не нравятся. Я не верю во всеобщую любовь или всеобщее охаивание спектакля. Люди очень разные, нужно уважать каждого зрителя, любить и понимать.
"Лично я за вечные ценности - за союз мужчины и женщины, за любовь, созидание, творчество. Я абсолютный пацифист. Абсолютный патриот. Я человек Советского Союза, родившийся в Азербайджане, получивший фундаментальное образование в Ленинграде и всю жизнь работающий в Беларуси, которая стала моей родной страной. Ей я отдавал и отдаю силы, здоровье, годы жизни. Очень благодарен за возможность творчества и созидания".
| Ольга САВИЦКАЯ, газета "7 дней".
Читайте также:
"В театре нас звали Саркис и Лаппочка". Знаменитая Ольга Лаппо о балете, муже и учениках
Некоторые кадры вас удивят. 21 фото постановок Большого театра разных лет
Три женщины, которые делают театр. Почему они провели в Большом всю жизнь?