Семинар стартовал в Образовательном центре безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям. Там нас зарегистрировали, ознакомили с техникой безопасности и заверили, что здесь мы в полной безопасности. Ведь кого вызывают при ЧС? Спасателей! А тут их сегодня особенно много.
Настроившись, мы отправились на аэродром.


"Красное и желтое не трогать". Полет на самом большом серийном вертолете МИ-26В этом году фишкой семинара для СМИ и блогеров "Один день с МЧС" стала авиация МЧС. Помимо обучения использованию беспилотных летательных аппаратов, журналистов и блогеров доставляли на оперативно-тактический полигон МЧС на самом большом серийном вертолете МИ-26.



Перед погрузкой всех проинструктировали: "Красное не трогать, желтое не трогать, не пить, не курить и не заниматься неблаговидными вещами". Все просто, а главное - разрешили улыбаться, смотреть в иллюминатор и получать удовольствие.Проезжая мимо вертолета, его масштабом впечатлены мы не были. Однако, находясь возле него, ощутили: он огромный, как из каких-то боевиков. Журналистов запускали в вертолет через заднюю дверь, чтобы почувствовать масштаб и уровень "зверя". Такое прозвище подтвердилось и издаваемым шумом.


Взлет прошел немного нервно, особенно для тех, кто до этого и на самолете-то не летал. Ожидание, пока команда выполнит все настройки и технические процессы, казалось целым часом, хотя прошло около 20 минут. Все это время гадаешь: "Какой он, этот полет?"И вот он начался. Если не смотреть в иллюминатор, полет ощущается как поездка в поезде: где-то чуть потрясывает, чувствуется скорость. Отличить можно только по уровню шума. Но если заглянуть в окошко - вся страна кажется лежащей у тебя на ладони. Большие озера выглядят как лужи, а поля - как небольшой бабушкин огород. Тут-то и понимаешь, насколько высоко ты забрался.






К счастью или сожалению, до нужной точки мы добрались быстро. И там продолжилось наше погружение в профессию спасателя.Пенная вечеринка, или Ликвидация пожара
Прилетев и перекусив, мы разделились на команды и отправились по точкам. Предвкушая, что же нас ждет, дошли до первой зоны - ликвидации пожара.



Тут нас поджидали горящие покрышки. Однако перед тем как бежать их спасать, нужно было обмундироваться - надеть боевую одежду. Для пожарных установлен норматив в 18 секунд, у нас на это ушло гораздо больше времени. Комбинезон, куртка, перчатки с крагами, каска - кажется, можно приступать к тушению, но главное - не забыть закрыть забрало. Технику безопасности мы тоже не забыли.Все, собравшись, идут тушить. Опытный пожарный сначала провел инструктаж и рассказал о видах огнетушителей. Кстати, они делятся по классам: А - для горящих твердых веществ, B - для горящих жидкостей и другие. Выдернули чеку, крепко взялись за рычаг и тушим. Впечатлений - море, но самое интересное впереди.


Перед нами разложили пожарные рукава со стволами. Всего три вида: один из них используется для подачи воды или пены на большие расстояния и высоты, другой - для подачи воды или пены непосредственно к месту возгорания. Но больше всего всем, конечно, понравился третий вид - пенный ствол. За два прихода вся площадка была залита огромным слоем пены. Так что вышла самая настоящая пенная вечеринка.




Сначала стоило сходить в качалку, или Деблокирование автомобиля при ДТПКак быть пожарными нас научили, так что мы отправились дальше - спасать заблокированного в авто. Нас познакомили с вспомогательными инструментами и объяснили, что перед тем как что-то сделать с машиной, ее нужно обездвижить. Вопрос, как это сделать, если под рукой ничего нет, сначала озадачил. Но ответ оказался проще, чем все ожидали: проколоть колеса.

Первой нам поставили задачу полегче - снять клеммы с аккумулятора. Сначала при помощи гидравлических разжимов-кусачек мы вскрыли капот. Потом обычными кусачками сняли клеммы. Кстати, перерезать их нужно три раза: два раза одну и один раз вторую, чтобы избежать замыкания.Сам инструмент очень тяжелый. Поднять его, а тем более применить по назначению - задача со звездочкой. Поэтому перед семинаром точно стоило походить в зал.


Как говорится, с простым справились. Теперь задача посложнее - снять крышу с автомобиля. Как рассказали спасатели, обычно для этого нужно четыре человека, чтобы крыша не упала на заблокированного. Перерезаются стойки при помощи того же инструмента. Сложнее с универсалами - там крыша длинная. Поэтому обрезают стойки, подрезают крышу и сгибают ее.Адреналина на этой локации, конечно, не нахватаешься, но вот ощущение, что ты смог безнаказанно поломать машину - приятное. Плюс, конечно, полезная информация.
Все-таки дело рук спасателей, или Спасение утопающего
Представляя по дороге на семинар, как спасают утопающих, мы рисовали себе картину спасателей из Малибу, которые прыгают в красных купальниках за тонущими. Оказалось все намного безопаснее и продуманнее. Для спасения сотрудники МЧС используют разные средства. Одно из них - спасательный конец Александрова. Это не тонущий поплавок на 30-метровой веревке, который бросается в водоем, чтобы за него ухватился тонущий. Ну и, конечно, в ход идет спасательный круг. Как рассказали, он весит от 4 до 7 кг. К сожалению, норматив мы не сдали, но хотя бы попробовали.
Но все эти методы хороши, когда тонущий в сознании. Если же человек не реагирует, то МЧС может подключить водный транспорт. Профессионализм нам сегодня продемонстрировали: получились самые настоящие чудеса на виражах.Но мало достать человека из воды, ему нужно оказать первую помощь. Этому мы учились на манекене "Оживленная Анна". Как рассказали сотрудники МЧС, она была первым подобным манекеном, поэтому часто ее называют и самой зацелованной.
А еще нам рассказали, почему важно продолжать оказывать помощь, даже если кажется, что от нее нет результата. По словам спасателей, в среднем человеческий мозг может протянуть без кислорода до 5 минут, в то время как средняя скорость приезда скорой - 10-15 минут. И в это время даже самый маленький приток кислорода может спасти человеку жизнь.Боже, как страшно, или Промышленный альпинизм
Оказав помощь всем, кому могли, мы отправились покорять этажи. И не просто подниматься, но и спускаться, как настоящие спасатели, по тросам. Всего нам дали попробовать два варианта: самоспасение и спуск с веревки.


Так что же мы делали? Одев альпинистское оборудование, мы поднялись на четвертый этаж и через окошко оценили высоту: "Не критично, но страшно". Ну где наша не пропадала? Стоит задача спуститься с четвертого этажа по веревке? Значит, спустимся.

Решили для начала попробовать самоспасение. Принцип прост: ты цепляешься за веревку, становишься на край и начинаешь "ложиться" в воздухе, пока не займешь горизонтальное положение, а потом как будто шагаешь по стене. Звучит просто, но довериться тому, что тебя удержит веревка и страховка, не так просто. Наклонившись наполовину, пытаешься вернуться - ведь становится очень страшно. Но уже все - теперь только шагать по стене вниз.
Несмотря на страх, эмоции остались самыми положительными. Вот это выброс адреналина! Задумываешься о том, как же много страхов побороли сотрудники МЧС, чтобы оказывать помощь так, как это происходит сейчас - быстро и оперативно.Увидеть то, что не можешь сам, или Использование беспилотных летательных аппаратов
Беспилотники давно вошли в нашу жизнь. Уже никого не удивить снимками с высоты. Однако они также активно используются в МЧС, например, для поиска пропавших людей. С высоты в том же лесу гораздо проще обнаружить человека.



Управлять этим чудом техники попробовали и мы. Конечно, речь шла больше о том, чтобы полетать вправо-влево, чем о настоящем полете. Но, держа в руках пульт управления, понимаешь, какие возможности заложены в таком маленьком устройстве. А еще мы могли посмотреть через VR очки на все с камер беспилотника. Впечатление одно - восторг.Успеть за 90 секунд, или Чрезвычайная ситуация в самолете
Продолжился наш квест в учебно-тренировочном комплексе по подготовке кабинных и летных экипажей. Здесь нас познакомили с тем, как обучают бортпроводников. Мы попробовали открыть и закрыть двери самолета - это на самом деле довольно сложная задача. Узнали, почему в ряду из трех кресел предусмотрено четыре кислородных мешка - один из них предназначен для детей или для бортпроводников.





Ну и, конечно, мы пережили чрезвычайную ситуацию в самолете. Макет, который раньше был настоящим самолетом и перевозил людей, сегодня продолжает свою жизнь в обучении. Сев на места как настоящие пассажиры, мы узнали больше об оснащенности самолетов: аптечки, огнетушители и прочее. А потом в один момент началось: дым, вспышки света и крики. Все это сильно давило на психику, а затем самолет наклонился на 30 градусов. В таких условиях мы аккуратно, как самая организованная группа на свете, попытались выйти. Тайминг, за который пассажиры должны успеть спастись, - 90 секунд. В срок мы не уложились, но все же выбрались.Как утащить 15 кг на корточках, или Дымокамера


Начало традиционное - снова одеваемся. К боевке (боевая одежда пожарного) уже привыкли. Кажется, в этот раз почти уложились в норматив (нет, но хочется в это верить). А потом - самое интересное. На нас надели дыхательный аппарат со сжатым воздухом. Вся система весит около 15 кг, что уже внушительно. Кроме того, дышать в ней значительно сложнее.Вроде оделись, груз на спину приняли - пора идти покорять дымокамеру. Сначала - по обычному темному коридору, а дальше - ползком. На спине баллон, на голове шлем. Даже дышать в эти минуты становится сложным заданием. Понемногу начинает накатывать клаустрофобия. А это ведь даже без дыма!


Выбравшись, хотелось плясать от радости солнцу и воздуху. А ведь настоящим спасателям в таких ситуациях ничего не видно, но нужно спасти человека, следя одновременно за работой системы, чтобы самим остаться в живых.Милые собачки и красивые виды или выставка аварийно-спасательной и специальной техники
Приятным завершением программы стала выставка. Восхитительные собаки, которые кажутся такими милыми, на самом деле в экстренных ситуациях выполняют очень важную функцию - ищут людей в лесах, завалах и на воде. Смотря на них, понимаешь, что в МЧС даже четвероногие - большие профессионалы.


Но, конечно, больше всего поразил автоподъемник коленчатый, который поднял нас на высоту 50 м, дав возможность полюбоваться прекрасными видами с высоты птичьего полета. Такая техника помогает тушить пожары на высоких этажах или спасать кого-то с высоты.



Работа спасателей сложна и опасна. Она требует огромной стрессоустойчивости и выдержки. Мы благодарны тем людям, которые идут в эту непростую профессию. Как говорят сами спасатели: для них в работе главное - это простое "спасибо" от тех, кому они помогли. Давайте и мы не будем забывать про это волшебное слово.Фото Татьяны Матусевич,
БЕЛТА.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.