8 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Заведующий отделом методического сопровождения образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи Национального детского технопарка Светлана Скребец во время круглого стола в БЕЛТА рассказала о кластере по работе с одаренной молодежью.
"Эффективным механизмом интеграции усилий всех заинтересованных структур на местном, региональном и республиканском уровнях является кластер по работе с одаренной молодежью, который объединяет учреждения образования, научные организации, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и управления в целях выявления, поддержки и становления одаренных детей и молодежи. Ядром кластера является Национальный детский технопарк. Кластерная модель по работе с одаренной молодежью была одобрена на заседании коллегии Министерства образования в апреле 2022 года. Участники по функциональной деятельности в этой модели распределены на четыре группы: выявление и поддержка одаренной молодежи, организационно-распорядительная деятельность, научно-методическое сопровождение и взаимодействие в сопровождении одаренной молодежи", - рассказала Светлана Скребец.
В кластерной модели выделены местный, региональный и республиканский сегменты. "Местный и региональный сегменты в выявлении и поддержке одаренной молодежи представляют учащиеся, родители, учреждения общего среднего образования и учреждения дополнительного образования детей и молодежи, органы управления образованием, областные институты развития образования, а также опорные учреждения. Особое внимание обращено на деятельность педагогических советов учреждений общего среднего образования в части выявления одаренных учащихся, их сопровождения на этапе отбора и после обучения в Национальном детском технопарке. В каждом регионе и в Минске определены опорные учреждения образования, в их компетенцию входят вопросы реализации региональных программ по работе с одаренной молодежью, а также оказание организационной поддержки в отборе учащихся с целью приема в детский технопарк. Организационно-распорядительную деятельность в региональном сегменте выполняют органы управления образованием в областях и Минске", - отметила заведующим отделом.
На республиканском уровне выявлением и поддержкой одаренной молодежи занимаются республиканские учреждения допобразования детей и молодежи. "Научно-методическое сопровождение, повышение квалификации, переподготовку педагогических кадров в кластерной модели на республиканском уровне осуществляют Национальный институт образования и Академия последипломного образования. Среди участников кластера также Национальная академия наук, ресурсы и возможности которой востребованы в работе с одаренной молодежью. Особая роль отводится участию совета молодых ученых НАН в построении индивидуальных образовательных маршрутов одаренной молодежи. Вузам отводится особая роль в кластере в вопросах сетевого взаимодействия в реализации образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования предусматривается зачисление без вступительных испытаний тех, кто освоил содержание образовательной программы допобразования одаренных детей и молодежи во время пребывания в Национальном детском технопарке при наличии рекомендации наблюдательного совета учреждения и по результатам собеседования, проводимого учреждениями высшего образования. Это актуально при поступлении на специальности профилей "Техника и технологии" и "Естественные науки", перечень которых установлен Министерством образования. Также Кодекс об образовании дает возможность зачислять в лицеи без вступительных испытаний тех, кто отучился в детском технопарке и имеет рекомендацию наблюдательного совета", - проинформировала Светлана Скребец.
Она добавила, что взаимодействие всех звеньев кластера по работе с одаренной молодежью обеспечивает функционирование целостной системы выявления, поддержки и продвижения одаренной молодежи, формирование их индивидуальных образовательных маршрутов через Национальный детский технопарк в учреждения высшего образования на современные специальности в сфере науки, техники и технологии.-0-