ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 13 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости
Общество
21 ноября 2023, 16:38

В Беларуси планируется усовершенствовать законодательство о деловом риске

Фото из архива
Фото из архива

21 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси планируется усовершенствовать правовые, организационные механизмы обеспечения права руководителей субъектов хозяйствования на экономический (деловой) риск, сообщил журналистам заместитель директора Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры Олег Русецкий перед круглым столом в НПЦ, передает корреспондент БЕЛТА.

Он заметил, что экономический (деловой) риск как таковой - неотъемлемый признак любой предпринимательской деятельности. В белорусском законодательстве право руководителей субъектов хозяйствования на такой риск при осуществлении своей деятельности было закреплено еще в 2010 году Директивой №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь". Чтобы это право реализовывалось на практике и защищалось соответствующими органами, были приняты изменения и дополнения в КоАП и Уголовный кодекс, напомнил Олег Русецкий.

"Реализация и защита этого права особенно актуальны в современных условиях, в которых оказалась Беларусь не по собственной инициативе. Речь идет о незаконных экономических инструментах, которые применяются в отношении нашей страны, - сказал он. - Мы напрямую не вовлечены в экономическую деятельность, но прекрасно понимаем, что без инициативных действий, без обоснованного риска выход из сложившихся условий, преодоление трудностей, с которыми мы столкнулись, конечно же, затруднительно".

Актуальность вопроса о реализации норм законодательства об экономическом (деловом) риске подтверждается соответствующими поручениями главы государства. В частности, 31 марта Президент Беларуси Александр Лукашенко, обращаясь с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, указал на то, что правоохранительные, надзорные, контролирующие органы при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать экономический (деловой) риск, не связанный, конечно же, с коррупцией и личной выгодой.

"Это, собственно, те решения, которые могут нанести какой-то экономический ущерб, тем не менее, они обоснованы стратегическими действиями, опять же - самой сущностью предпринимательской деятельности, которая далеко не всегда приносит положительный эффект", - пояснил заместитель директора НПЦ.

Он рассказал о промежуточных итогах анкетирования по данной проблематике. "Мы задались вопросом, насколько правовое регулирование понятно и доступно исполнителям. С одной стороны, это руководители субъектов хозяйствования, с другой - те, кто, собственно говоря, контролирует и надзирает за их деятельностью, то есть правоохранительная система, контролирующие органы. Мы опросили как одну, так и другую сторону соответствующих правоотношений", - отметил Олег Русецкий.

В итоге выяснилось, что при наличии общих подходов к оценке положений, которые содержатся в статьях Уголовного кодекса и КоАП, присутствуют разночтения, неоднозначное понимание даже самими опрашиваемыми группами. А это свидетельствует о невозможности единообразного применения этих самых подходов.

Вместе с тем, большинство опрошенных, а это более 3 тыс. человек, высказались о необходимости правового регулирования, норм об обоснованном экономическом (деловом) риске. Однако было замечено, что эти нормы нуждаются в совершенствовании, конкретизации, разъяснении отдельных положений для достижения изначально заложенной цели - стимулирования деловой активности.

На круглый стол сегодня пригласили как представителей правоохранительной системы, контролирующих органов, так и руководителей субъектов хозяйствования и ученых, чтобы обсудить пути и способы совершенствования правовых и организационных основ реализации права руководителей на экономический (деловой) риск.

Решение проблемных вопросов возможно несколькими путями, заметил заместитель директора НПЦ. В частности, по результатам анкетирования было предложено конкретизировать критерии обоснованности, уточнить основания исключения ответственности при принятии соответствующих решений и их оценке правоохранительными органами. В качестве надлежащих видятся также способы, не связанные напрямую с корректировкой требований УК и КоАП. Например, предлагалось обеспечить возможность консультирования внешними экспертами, представителями государственных структур при принятии соответствующих рискориентированных решений.

"Я надеюсь, что выводы сегодняшнего мероприятия мы зафиксируем, учтем при подготовке окончательного отчета нашего исследования, которое мы проводим на эту тематику. Результаты планируется доложить в виде научного отчета и обсудить на научно-консультативном совете при Генеральной прокуратуре Беларуси", - отметил Олег Русецкий.

К участию в круглом столе, посвященном вопросам реализации и совершенствования положений законодательства об экономическом (деловом) риске, приглашены представители Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Комитета государственного контроля, Министерства внутренних дел, иных государственных органов и организаций. Проведение мероприятия обусловлено необходимостью направления усилий надзорной деятельности на результативную профилактику правонарушений и преступлений, в том числе с учетом положений законодательства об обоснованном экономическом (деловом) риске.-0-

Теги
Беларусь
Топ-новости
Свежие новости Беларуси